Что касается поправок, внесенных в закон «О партиях», то они играют скорее на руку оппозиции. Во-первых, закон вступит в силу не с 1 января 2013 года, как изначально предполагалось, а со дня его публикации. Во-вторых, запрещается создавать партии с названиями, похожими на уже существующие, что гарантирует от создания партий-спойлеров. Наконец, Минюст больше не сможет отказывать в регистрации без права апелляции, с туманными формулировками вроде «у вас неправильно устав оформлен». А ведь все отказы последних лет были связаны именно с этим: так, националистам из «Великой России» отказали в регистрации со ссылкой на устав, хотя они полностью его скопировали с устава «Единой России». Теперь Минюст должен будет пошагово объяснить, что в документах оформлено не так, у партий будет возможность в кратчайшие сроки исправить эти недочеты и все же зарегистрироваться.
Не прошли при этом поправки, предполагавшие создание неких «ветеранских фильтров»: часть депутатов предлагала внести в закон ограничения, по которым к федеральным выборам партии допускались бы лишь при наличии как минимум десяти фракций в региональных парламентах, а в эти парламенты, соответственно, можно было бы избираться лишь с опытом успешного выступления на муниципальных выборах.
„
Итогом этого процесса станет появление в стране 10–15 сильных политических организаций. А это в любом случае лучше, чем семь нынешних партий, большинство из которых контролируются со Старой площади
”
Часть парламентской оппозиции (КПРФ и ЛДПР) настаивала, правда, на необходимости поднять барьер минимальной численности до 5 тыс. Мол, сейчас на политическом небосклоне появится 150 новых партий-карликов, которые поделят все электоральное поле и сыграют в итоге на руку Кремлю. Я и мои коллеги с этим аргументом не согласны: в 1990-е в России тоже существовали десятки партий, но избиратель находил в бюллетене своего политика, лидера, которому он доверяет. Важно, что в России начинается новый этап политической конкуренции и лишь за последние три месяца зажегся уже целый ряд звезд, о которых пока знают, может, лишь в Москве, Петербурге и крупных городах, но через полтора-два года они обретут федеральную известность. Я говорю сейчас и об Алексее Навальном, и о Сергее Удальцове, и об Илье Яшине. Люди увидели, что в стране есть далеко не только кабинетная политика, но и политика уличная. Как только у лидеров уличного протеста появится возможность стать лидерами зарегистрированных партий, многие политические ветераны рискуют быть забытыми, а политика выйдет на совсем новый качественный уровень.
Не важно, 50 в итоге партий будет зарегистрировано или 150. Кроме лицензии Минюста партиям все равно понадобятся харизматичные лидеры, медийные и организационные ресурсы, региональные отделения. В серые партии-однодневки люди не потянутся и им не поверят, так что, как я надеюсь, итогом этого процесса станет появление в стране 10–15 сильных политических организаций. А это в любом случае лучше, чем семь нынешних партий, большинство из которых контролируются со Старой площади.
Теперь надо добиться внесения поправок в закон «О выборах», который по-прежнему запрещает формировать избирательные блоки. У тех же левых и правых может быть множество разногласий, не позволяющих объединиться в одну партию, но почему на выборах они не могут выступить единым списком?
Это следующая задача, которую предстоит решать парламентской оппозиции.