#Родное

ОМОН устал

20.03.2012 | Барановский Константин | № 10 (238) от 19 марта 2012 года

В Нижнем отбили митингующих

ОМОН устал. В Нижнем Новгороде после разгона акции «За честные выборы!» и ареста демонстрантов — обычное дело для современной России — сочувствующие захватили суд и вынудили силовиков отпустить часть задержанных. Как это было — узнал The New Times

28-1.jpg

10 марта нижегородцы вышли протестовать против фальсификаций на президентских выборах. В отличие от московской мэрии, которая разрешила митинг на Новом Арбате, власти Нижнего категорически отказались санкционировать мероприятие. Анархисты, нацболы, монархисты и демократы растянули на Большой Покровской улице плакаты «Россия будет свободной» и «Свободу политзаключенным». Неожиданно из переулка на толпу строем двинулся ОМОН и бойцы батальона спецназначения УВД по Нижнему Новгороду. Под крики протестующих «Позор! Позор!» они снесли горожан с проезжей части и стали задерживать наиболее активных демонстрантов. Около 80 человек были заброшены в автозаки и развезены по отделениям полиции.

На штурм

Большинство задержанных тем же вечером отпустили до суда домой. Но примерно 25–30 оппозиционеров остались ночевать в ОВД: суды над ними должны были пройти на следующий же день.

28-4.jpg
10 марта. Марш «За честные выборы» в Нижнем Новгороде

Утром 11 марта 20 человек, ночевавших в Советском УВД города, на автобусе привезли к судебному участку № 6, где определить их судьбу должна была молодая судья Юлия Китаева. К рассмотрению дел суд приступил лишь в 8 вечера, когда вокруг и внутри здания суда уже скопилась значительная толпа журналистов, правозащитников и просто сочувствующих. Подступы к кабинету судьи блокировали бойцы батальона спецназначения, все остальное пространство заняли задержанные и группа поддержки: кто-то прилег отдохнуть прямо на пол, кто-то здесь же нарезал колбасу, кто-то повесил между стульями плакат «Свободу политзаключенным».

Судья выносила приговоры: сутки ареста. И освобождала задержанных на месте — за фактическим отбытием назначенного наказания. В какой-то момент спецназ попробовал было навести порядок в здании суда и взять ситуацию под контроль. Полицейские задержали нескольких активистов, отвезли в отделение, но там их практически сразу отпустили. Один из задержанных, Илья Шамазов, рассказал: «Мы сразу вернулись в суд и выяснили, что он уже полностью под нашим контролем. Судья успела вынести всего четыре приговора, а потом заперлась в своей комнате. Вечером спецназ просто взял и ушел. Потому что устал. А ближе к ночи в здании суда остался только один полицейский. Он объявил, что судов больше не будет, и 16 человек, сутки дожидавшиеся приговора, просто были распущены по домам».

28-3.jpg

Рассмотрение дел в других судах шло медленнее: вечером 15 марта стало, например, известно, что еще троим участникам несанкционированной акции «За честные выборы» придется отбыть пятидневный срок по печально уже знаменитой статье 19.3 КоАП — «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», — именно по ней в тот же день к десяти дням заключения в Москве приговорили лидера Левого фронта Сергея Удальцова. Никакого единства нижегородские судьи не проявили: по одной и той же статье одним оппозиционерам назначали штраф в 1000 рублей, другим — давали сроки: 1, 3, 5 или 10 дней административного ареста.

28-2.jpg
10 марта. Марш «За честные выборы» в Нижнем Новгороде

Особо отличилась судья Елена Лехких — участок № 4. Она не только выносила решения об арестах, но и запрещала аудио- и видеосъемку в ходе заседаний, а подчас просто не пускала прессу в зал суда. Нижегородский гражданский союз посвятил ей отдельное заявление: «Судья Лехких имеет большой опыт в расправах над нижегородскими оппозиционерами. 29 января 2012 года Анна Кузнецова получила от нее двое суток административного ареста за то, что не оплатила штраф в размере 500 рублей. Квитанция Кузнецовой действительно пришла, но это случилось буквально перед задержанием, и заплатить она не успела. В феврале 2009 года Лехких осудила на пять суток Илью Шамазова по сфабрикованному делу о хулиганстве». Именно ее усилиями впервые за три месяца протестов в Нижнем Новгороде задержанные активисты получили не только административные штрафы, но и вполне конкретные сроки ареста.

28-5.jpg
Задержанных товарищей оппозиционеры отбили на следующий день, оккупировав здание суда

Нервные реакции

Ни городская власть, ни полиция уже несколько месяцев не могут похвастаться согласованностью своей работы. Акции то согласовываются, то нет. Запрещенные акции могут пройти тихо, а санкционированные — с задержаниями. Например, 24 декабря 2011 года во время официального митинга на площади Свободы ОМОН «свинтил» больше 20 человек. Некоторых — за выступления, кого-то просто выдергивали из толпы, а известного правозащитника Станислава Дмитриевского брали как былинного богатыря, сбив с ног и навалившись толпой в 14 человек: мелькали лишь капитанские и майорские звездочки на погонах правоохранителей. Такой жесткой реакции на выступления оппозиции не было больше нигде в стране.


Вечером спецназ взял и ушел. Потому что устал. А ближе к ночи в здании суда остался только один полицейский. Он объявил, что судов больше не будет, и 16 человек, сутки дожидавшиеся приговора, были распущены по домам


А 6 февраля от площади Горького до площади Минина по Большой Покровской прошли несколько тысяч человек, сопровождаемые полицией, под теми же лозунгами. Шествие тогда было несогласованным, но закончилось мирно и без задержаний. И 5 марта, когда после митинга на площади Минина некоторые участники надели маски, зажгли фальшфейеры и кинулись к Нижегородскому кремлю с криками «На штурм!», задержаний не было. Хотя Кремль ОМОНу удалось отстоять.

Удастся ли власти своими непредсказуемыми и нелогичными действиями сбить протестную волну в городе, станет понятно лишь после следующей акции протеста.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.