Дышащие одним газом. Вступление в должность премьер-министра Украины Юлия Тимошенко отметила реализацией обещания вернуть советские вклады в «Сбербанке», за которыми уже выстроились очереди, и разборкой с компанией «Нафтогаз Украины». Следующий шаг — газовые переговоры с Россией. И здесь всех ожидают сюрпризы: в скором времени может сформироваться альянс двух премьеров — Тимошенко и Путина
Андрей Капустин
Киев
В начале был скандал. Не то чтобы очень мощный, но достаточно громкий. 8 января практически все украинские СМИ сообщили, что премьер-министр Юлия Тимошенко в течение целого часа не могла дозвониться в «Сбербанк» («Ощадбанк» — укр.). И, хотя новость явно не тянет на статус «топ» из властно-светской хроники, на нее отреагировали практически все граждане страны, чьи детство, молодость, юность и зрелость проходили в Советском Союзе. Поскольку глава украинского правительства звонила не просто в «Сбербанк», а на многоканальную «горячую линию», где пострадавших вкладчиков советского «Сбербанка» должны были консультировать по поводу возврата вкладов, сгоревших в момент распада СССР.
Мать-кормилица
Потратила ли действительно Тимошенко впустую драгоценный час премьерского времени на звонки или это была фоновая пиарартподготовка акции, сказать трудно. Но то, что вклады начинают возвращать — это факт. И это при том, что именно обещанный на выборах возврат утраченных денег в блиц- режиме называли самым популистским шагом Тимошенко. В который, по большому счету, не верил никто. Ни избиратели, ни эксперты, ни, естественно, оппоненты. Ан, нет. Не прошло и месяца с момента избрания лидера БЮТ премьер-министром, как процесс пошел. Пусть не все сбережения сразу. Но $200 на руки каждому — тоже сумма. Причем, в течение трех дней после упрощенной до минимума регистрационной процедуры.
Мало того. В четверг Тимошенко появилась в эфире всех ведущих телеканалов. В скромном платье. Без единого украшения. И лично рассказала украинцам, что именно нужно делать для того, чтобы получить деньги и по каким номерам звонить для консультации. Добавив, что правительство сделает все, чтобы этот дар не обесценился инфляционными процессами.
На этом фоне в СМИ был впрыснут дополнительный месседж о том, что сама Тимошенко точно не знает, сколько ей дано находиться в премьерском кресле, но она сделает все возможное, чтобы выполнить свои обещания. И можно не сомневаться в том, что после получения народонаселением первой гривны рейтинг премьер-министра взлетит до небывалых высот. Тем более что народонаселение по большому счету не интересует, из каких закромов эти самые гривны извлечены и как эта раздача отразится на состоянии украинской экономики. Хотя речь идет о миллиардах. Причем, не гривен, а долларов.
Ресурсы премьера
Понятно, что резервы у Тимошенко есть. Как явные (в виде того же золотовалютного резерва), так и скрытые — в виде сотен и сотен бюджетных миллионов, которые уходят в разного рода черные дыры. Вроде той же угольной отрасли, которая традиционно больше работает на прием, нежели на отдачу. И которую Тимошенко хочет основательно перетрясти. Правда, этому желанию противостоят интересы «угольных баронов», которые вряд ли захотят просто так расставаться с кормушкой.
Иное дело, что этих заначек, резервов и ресурсов на всех может не хватить. Тем более что бюджет-2008 переписывался под новую для Украины цену на российский газ — $179,5 за тысячу кубометров. Что во многом повлияло на размер бюджетного дефицита. И еще до перехода на работу в правительство Тимошенко заявляла, что эта цена для Украины неподъемная и ее нужно пересматривать. Пусть даже не в сторону снижения цены на газ, а в сторону повышения тарифов на украинский транзит. При этом Тимошенко ни на минуту не оставляла и своей любимой темы: вывода из процесса украинско-российских газовых отношений швейцарской фирмыпосредника «Росукрэнерго». В ней одна половина акций принадлежит российскому «Газпрому», а вторая — украинской стороне, но под швейцарским флагом. «Росукрэнерго» с 1994 года монопольно поставляет в Украину весь российский и туркменский газ.
С приходом в Кабмин (правительство) намерения украинского премьер-министра не изменились. Разве что добавилось информации. В том числе и о том, что главная украинская газовая контора НАК «Нафтогаз Украины» находится на грани банкротства, а в подземных газохранилищах (ПХГ) практически отсутствуют запасы газа.
По информации нового главы «Нефтегаза Украины» Олега Дубины, украинские ПХГ переданы в аренду неким коммерческим структурам на 25 лет и непосредственно газа, принадлежащего «Нафтогазу Украины», там имеется всего 651 миллион кубометров. То есть — ничего. Хотя Кабмин Януковича осенью прошлого года отрапортовал, что в ПХГ хранится 31,2 миллиарда кубометров. А значит, страна к отопительному сезону готова. Но, исходя из информации нынешнего Кабмина, получается, что 30,549 миллиарда кубометров к отопительному сезону имеют весьма отдаленное отношение, поскольку тоже принадлежат неким коммерческим структурам. Что, в свою очередь, стало одним из факторов, фактически подведшим «Нафтогаз» (в чьей собственности, кстати, находится украинская газовая труба) к банкротству. Попутно выяснилось, что убытки этой компании, не имеющей газового баланса на 2008 год, составили в прошлом году более миллиарда долларов.
Формат Тимошенко–Путин
Поскольку правительство Януковича ушло в отставку, узнать, действительно ли «Нафтогаз» готовили к банкротству с последующим переделом трубы, пока будет непросто. Но если правда станет известна, страну порадуют громкими уголовными процессами.
Впрочем, главное для Тимошенко сейчас — разрулить газовую проблему, не обращая внимания на все форс-мажоры. Для этого она собирается в ближайшее время совершить визит в Москву и встретиться со своим будущим коллегой. В смысле — с Владимиром Путиным. Что, в свою очередь, может стать переломным моментом в непростых украинско-российских отношениях. В первую очередь — газовых. Вопервых, при желании Тимошенко способна обаять даже самого ярого женоненавистника. Во-вторых, и Путин, и Тимошенко говорят на одном газовом языке. В третьих, налаживание диалога Тимошенко—Путин может повлиять на уход с рынка «Росукрэнерго» (сторонником этого варианта является и Дмитрий Медведев), что может дать старт работе по прямой схеме: «Газпром» — «Нафтогаз Украины». В-четвертых, парадоксальным образом Кремль, которому в любом случае нужно на кого-то в Киеве делать ставку, может обрести в лице Тимошенко какого-никакого, но вменяемого партнера. В том числе и во внешнеполитических вопросах. К тому же, больше в Украине сегодня ставить не на кого. Во всяком случае, пока…