Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

Цена голоса

07.03.2012 | № 08 (236) от 05 марта 2012 года

$1,8 млрд за президентскую кампанию
Цена голоса. $1,8 млрд — в такую сумму, по оценкам экспертов, встала президентская кампания-2012.
The New Times разбирался в счетах и балансах 



Расходы бюджета на проведение выборов президента РФ
12,1 млрд руб.

Николай Конкин, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ: «Эта сумма была получена ЦИКом еще 8 декабря прошлого года. Региональным избирательным комиссиям из нее выделено 11,9 млрд рублей. В самом ЦИКе осталось 99,8 млн рублей. Минобороны, ФСБ и МИД получили примерно 73 млн рублей».

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК: «Только прямые затраты бюджета на президентские выборы почти в два раза выше, чем на выборы депутатов в прошлом году — тогда сумма составляла 7,1 млрд рублей».



Расходы на установку веб-камер на избирательных участках и организацию видеотрансляции
30 млрд руб.

Илья Массух, заместитель министра связи и массовых коммуникаций: «Согласно решению правительства, веб-камерами оснащены более 91 тыс. избирательных участков. На эти цели исполнителю проекта, государственной компании «Ростелеком», выделено (дополнительно из бюджета) 13 млрд рублей. Половину этой суммы направили на организацию каналов связи, половину — на закупку оборудования. Оставшиеся средства «Ростелеком» добавил из собственных ресурсов».

Вааган Мартиросян, старший вице-президент компании «Ростелеком»: «Для нас этот проект однозначно убыточен, но мы государственная компания и выполнили решение нашего главного акционера. Надеемся, что инвестиции окупятся за 5–7 лет».

Илья Раченков, аналитик по телекоммуникациям «Инвесткафе»: «Примерно на 11% избирательных участков программно-аппаратные комплексы будут работать в автономном режиме без трансляции хода президентских выборов в интернет. Наладить связь оказалось технически невозможно, а через спутник — слишком дорого. С учетом этого считаю, что 30 млрд рублей, почти $1 млрд, — реальная цифра, в которую можно было уложиться».



Расходы кандидатов
2 млрд руб.

Николай Конкин: «В избирательных фондах каждого кандидата в депутаты аккумулируются частные средства и пожертвования на его кампанию. Фонд каждого из них законодательно ограничен суммой 400 млн рублей. Источники и расходование средств жестко контролируются ЦИКом. По состоянию на 2 марта никто из кандидатов не вышел за верхний предел установленной законом суммы трат».



Расходы кандидата Геннадия Зюганова
0,75 млрд руб.

Николай Конкин: «Расходы избирательного фонда Геннадия Зюганова — 251 млн рублей. Никаких данных о нецелевом использовании средств этим кандидатом у нас нет».

Дмитрий Адамидов, аналитик «Инвесткафе»: «Расходы лидера коммунистов, согласно отчету его избирательного фонда, составляют 0,25 млрд рублей. Но поскольку Зюганов — ветеран избирательных кампаний, по опыту предыдущих кампаний можно сказать, что официальная часть составляет не более трети от реальных расходов».



Расходы кандидата Владимира Жириновского
0,6 млрд руб.

Алексей Митрофанов, депутат Государственной думы, бывший член ЛДПР: «По данным ЦИК, Жириновский потратил на свою кампанию 225 млн рублей. Но могу точно сказать, что в эти деньги не входит оплата труда членов избирательного штаба и экспертов, региональных журналистов, скрытая реклама во всех видах СМИ… Реальная сумма расходов в 2–3 раза выше».

Игорь Николаев: «По нашим оценкам, в реальности кандидаты тратят на сбор подписей, оплату услуг, рекламные материалы и прочую разрешенную им агитационную деятельность раза в четыре больше, чем официально значится в их избирательных фондах. Общие расходы лидера ЛДПР составляют не менее 600 млн рублей».



Расходы кандидата Сергея Миронова
0,4 млрд руб.

Геннадий Гудков, депутат Государственной думы от «Справедливой России»: «Официально Сергей Миронов потратил на президентскую кампанию 118 млн рублей. Однако очевидно: уложить все расходы в такую сумму невозможно. На избирательную кампанию реально требуется в 2,5–3 раза больше денег. Дополнительные средства берут из ресурсов партий, которые не учитываются в фондах избирательных кампаний».



Расходы кандидата Михаила Прохорова
0,8 млрд руб.

Владислав Иноземцев, руководитель Центра исследований постиндустриального общества, доверенное лицо Прохорова: «Мы потратили из избирательного фонда 319 млн рублей — на уличную рекламу, агитматериалы, организацию встреч с населением. Это вполне реальная цифра. Если и были какие-то скрытые расходы, скажем, на работу экспертов, вряд ли они превышают эту сумму на 10–15%».

Борис Немцов, политик: «Никаких особо затратных мероприятий кампания Прохорова не содержала. Разве что на сбор подписей он израсходовал €12 млн — свыше 400 млн рублей. Полагаю, что всего он потратил в два раза больше, чем продекларировал».



Расходы кандидата Владимира Путина
6,41 млрд руб.

в том числе:

из избирательного фонда
0,4 млрд руб.

Владислав Иноземцев: «Расходы на президентскую кампанию Владимира Путина разительно отличаются от расходов других кандидатов. Понятно, что там был выбран весь разрешенный законом избирательный фонд плюс огромные затраты на мероприятия на Поклонной и в Лужниках плюс вал показов по телевидению — эти затраты, конечно, ни в каких фондах не учитываются».

на исполнение функций председателя правительства (Путин вел избирательную кампанию без ухода в отпуск, за исключением нескольких дней)
0,45 млрд руб.

Елена Лебединская, аналитик Экономической экспертной группы: «Расходы на содержание председателя правительства и его аппарат в бюджете-2012 составляют 2,7 млрд рублей. Исходя из этого, за официальный период проведения президентской кампании на содержание премьера ушло 0,45 млрд рублей».

на телевизионный показ
2 млрд руб.

Елена Маркелова, эксперт «Телемаркета»: «Непосредственное присутствие Владимира Путина за время президентской кампании на телеэкранах трех федеральных каналов — Первого, НТВ и «Россия 1» — составило почти 3,5 часа, по данным ресурсов Telemarker и «Интегрум». Средняя стоимость минуты на этих каналах $1,5 тыс. – $5 тыс. Если бы время показа кандидата Путина оценивалось по рекламным расценкам, получилось бы около $6,5 млн, или 0,2 млрд рублей. Однако общая продолжительность рекламных сюжетов, включая документальные фильмы о Путине, увеличивает это время и соответствующую сумму в 10 раз».

Майя Гришина, член Центральной избирательной комиссии: «ЦИК отклонил жалобу КПРФ на то, что кандидат Путин имеет 73% общего эфирного времени, а на долю всех остальных приходится 27%. Надо различать его показ по телевидению как кандидата и как премьера, деятельность которого федеральные СМИ обязаны освещать независимо от агитационной кампании».

на рекламу в интернете
0,06 млрд руб.

Андрей Чернышов, гендиректор рекламного агентства AdWatch: «По своему масштабу интернет-кампания Путина сравнима с акциями крупнейших рекламодателей. Общий бюджет на продвижение этого кандидата в Рунете составил $1,5–2 млн».

на проведение массовых митингов в поддержку Путина
3,5 млрд руб.

Игорь Николаев: «Надо учитывать, что на Поклонную гору и в Лужники людей свозили из разных городов страны. Это — затраты на транспорт, бензин, проживание, питание. Плюс к этому охрана, наглядная агитация, оформление сцены. По нашим расчетам, получается 15 тыс. рублей на каждого участника митинга. Значит, эти два самых масштабных мероприятия стоили минимум 3 млрд рублей. Но были ведь и другие, типа ночного автопробега, так что можно смело добавить еще полмиллиарда».

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «Организаторы не называют точных сумм, туманно ссылаясь на некий заинтересованный бизнес, который все оплачивал. Наверняка по документам там все чисто. Но надо понимать: речь идет о спонсорской помощи, которая потом компенсируется со стороны властей налоговыми льготами, собственностью, преференциями».



Итого: стоимость избирательной кампании —
53,06 млрд рублей (около $1,8 млрд)

Голос каждого российского избирателя
(всего — 112 млн чел., по данным ЦИК)
обошелся примерно в 475 рублей ($16)



Источники: Минфин, Минкомсвязи, ЦИК, ФБК, «Инвесткафе», ЦИК, Telemarker, «Интегрум», ЭЭГ
Материал подготовили Владимир Ардаев, Ольга Бешлей, Дмитрий Докучаев







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.