Отвлекающий маневр. Очевидно: власти будут поднимать налоги. Многомиллиардные обещания, розданные Путиным в ходе президентской кампании, расходы на ВПК и зарплаты людям в погонах всех мастей плюс Олимпиада и прочее — кто-то должен будет за все это заплатить. Кто и сколько — варианты рассматривал The New Times

32-1.jpgВ последний день зимы пока еще президент Дмитрий Медведев провел в Кремле совещание по экономическим вопросам. Обсуждался так называемый налоговый маневр — эвфемизм, предложенный пока еще премьером Владимиром Путиным. Сам Путин от конкретики ушел, поручив до 15 февраля 2012 года разработать параметры «маневра» Минфину и Минэкономразвития (МЭР). Миссия оказалась невыполнимой — по крайней мере в срок, вырабатывать консенсус между ведомствами взялся Медведев, которому, если он таки станет премьером, и придется ломать голову, как и откуда наполнить раздувшийся до невозможности за счет предвыборных посулов бюджет. 

Предложения бизнеса

Пока власти пытаются определиться, бизнес подготовил свои предложения. «Деловая Россия» обнародовала концепцию «15—15—15»: снизить ставку налога на прибыль до 15% с 20%, страховые взносы — до 15% с 30%, налог на добавленную стоимость (НДС) — до 15% с 18%. «Именно такой уровень приемлем для бизнеса, который чувствителен к налогам на труд, добавленную стоимость и прибыль», — поясняет президент «Деловой России» Александр Галушка. Выпадающие доходы бюджета при концепции «15—15—15» составят 2,2 трлн рублей, которые «Деловая Россия» предлагает компенсировать увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а конкретно — на газ (принесет 0,9 трлн рублей), акцизов на табак (0,8 трлн рублей), акцизов на пиво и крепкий алкоголь (0,3 трлн рублей). Еще 0,2 трлн рублей может принести изменение налога на имущество физических лиц: предлагается жилую недвижимость до 50 кв.м на одного городского жителя не облагать налогом, а на жилплощадь сверх того установить прогрессивную шкалу.

Но увеличением нагрузки на сырьевой сектор недоволен большой бизнес. «Наша позиция в том, чтобы налоговая политика была сбалансированной. Нельзя, чтобы вся нагрузка легла на крупный сырьевой бизнес. Иначе это выльется в рост тарифов», — объясняет замруководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Тихоновский. Как сообщили источники The New Times, близкие к правительственным кругам, разногласия между крупным и средним бизнесом стали одной из причин, по которым ведомства не смогли договориться о налоговом маневре в срок.

Предложения МЭР

Ведомство Эльвиры Набиуллиной отстаивает собственный вариант налогового маневра. Смысл его, по словам главы министерства, в том, чтобы создать наилучшие условия для инновационных компаний, которые в обозримом будущем должны стать главными локомотивами отечественного экономического роста. Для этого Набиуллина предлагает освободить оборудование компаний от налога на имущество (сейчас 2,2%), «чтобы дать стимулы для его обновления». Также предоставить пятилетние каникулы по налогу на прибыль, имущество и землю для так называемых гринфилд-проектов**Проекты, инвестиции в которые идут с нуля., причем в любых сферах, кроме добычи сырья. Объем выпадающих доходов бюджета от обнуления налога для этих проектов замминистра экономразвития Станислав Воскресенский оценил в 140 млрд рублей.

Эти потери МЭР предлагает компенсировать за счет отмены льгот для линейной инфраструктуры монополий (к ней относятся, к примеру, земля под газопроводами или железнодорожное полотно). Отмена льгот, по подсчетам МЭР, обойдется «Газпрому» в 95,2 млрд рублей за три года, РЖД потеряет 83,6 млрд, «Транснефть» — 34,7 млрд. Рост нагрузки на монополии министерство предлагает компенсировать постепенным ростом тарифов на их услуги. «Газпром» может пережить такое увеличение налогов, — уверен Денис Борисов, аналитик Номос-Банка. — Просто более интенсивно будут расти внутренние цены на газ, которые государство и так намерено увеличивать вплоть до 2015 года». Но самое резонансное предложение МЭР — это введение налога на роскошь. Роскошью министерство считает недвижимость площадью 1000 кв.м (для которой планируется ставка 0,1% от кадастровой стоимости), а также автомобили мощностью 250 и 300 л.с. (налоговая нагрузка на их владельцев может вырасти до 50 тыс. рублей в год).

Весьма спорными считает выбранные параметры директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: «Непонятно, почему жилье в 1000 кв.м — это роскошь, а, скажем, в 700–800 кв.м уже нет. В то же время в разряд роскоши попадают многие автомобили, не считающиеся на рынке сверхдорогими и сверхпрестижными. Такое ощущение, что чиновники выбирали критерии под себя: чтобы не платить ни за свои большие (но все-таки не километровые) квартиры, ни за автомобили (которые у них в основном служебные)».

Предложения Минфина

По мнению министра финансов Антона Силуанова, перенастройка бюджетной системы должна пройти за счет повышения НДПИ, акцизов на табак и алкоголь и отмены льгот по региональным налогам. Акцизы на вредные привычки будут по замыслу Минфина постепенно повышаться в течение пяти лет. Причем уже в следующем году бюджет получит от этого дополнительно 60 млрд рублей. Отмена льгот по региональным налогам, в первую очередь по земельному и имущественному, по оценке Силуанова, принесет в региональные бюджеты около 200 млрд рублей. Ну а ставки на газ должны вырасти до такого уровня, чтобы 80% от роста внутренних цен на голубое топливо изымалось в бюджет через НДПИ, считает министр. В этом случае бюджет может получить дополнительно примерно 1% ВВП в год (около 600 млрд рублей). Цены на газ должны расти примерно на 15% в год, пока не достигнут паритета с западноевропейскими странами, напоминает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. «Идея Силуанова в том, что с этого роста «Газпром» должен получать только 20%, а чистый рост прибыли будет только 3%», — объясняет он. Фактически для «Газпрома» предлагается установить примерно такой же налоговый режим, как и для нефтяных компаний: когда цена на баррель поднимается на $1, нефтяники получают примерно 20–30 центов, остальное идет в бюджет.

Дымовая завеса

Все разговоры о маневре — не более чем «дымовая завеса», за которой скрывается элементарное желание усилить фискальный пресс, считают некоторые собеседники The New Times, в противном случае власти элементарно не удастся выполнить свои бюджетные обязательства и придется существенно сокращать расходы на оборону, правоохранителей и государственный аппарат.
 

Усиление фискального пресса приведет к массовому росту неплатежей, возврату серых налоговых схем и уходу бизнеса в тень


По словам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, в недрах правительства рассматривается вариант увеличения НДС на 2–4% (до 20–22%), введение прогрессивной шкалы подоходного налога, возврат ставки страховых взносов 34% с перенесением части нагрузки (4%) на работника. По расчетам Гурвича, реализация этих планов может принести бюджету дополнительно почти 2% ВВП в год, или около 1,2 трлн рублей. Однако это только на бумаге, уточняет глава Экономической экспертной группы: на самом деле подобное усиление фискального пресса приведет к массовому росту неплатежей, возврату серых налоговых схем и уходу бизнеса в тень. «Следует не подстраивать ставки налогов под расходные аппетиты, — считает Евсей Гурвич, — а расходы бюджета укладывать в доходы».

Повышать сейчас налоги нельзя — это станет новым ударом по инвестиционной привлекательности России, уверендиректор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко: «Правительству лучше заняться не повышением налогов, а эффективностью и прозрачностью бюджетных расходов, борьбой с коррупцией и откатами. Потому что если власть не может или не хочет контролировать свои траты и умерить собственные аппетиты, то и ужесточать налоговые поборы она не вправе».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.