Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

«У нас часто фильм — только повод освоить бюджет»

08.03.2012 | Галицкая Ольга | № 08 (236) от 05 марта 2012 года

Кинорежиссер Сергей Соловьев — The New Times
«У нас фильм очень часто — только повод освоить бюджет». В Ханты-Мансийске прошел X фестиваль кинодебютов «Дух огня». Президент фестиваля кинорежиссер Сергей Соловьев рассказал The New Times о Тургеневе и Виардо, Фанни Ардан и Пьере Ришаре, Олеге Янковском и Юлии Снигирь

Привозить современное молодое кино в Ханты-Мансийск придумали в 2003 году Сергей Соловьев, Александр Абдулов и Мария Зверева. С тех пор ежегодно на стыке зимы и весны фестиваль собирает картины молодых режиссеров из разных стран в конкурсную программу, представляет также панораму дебютов российского кино, а режиссеров маститых и знаменитых приглашает в жюри. В этом году приз «Золотая тайга» получил Сержиу Трефо («Путешествие в Португалию»), «Серебряная тайга» досталась Матье Деми («Американо»), «Бронзовую тайгу» заслужил Карл Маркович («Дыхание»), а спецпризом наградили Пабло Джорджелли за «Акации».

Сергей Соловьев перед нашей встречей увлеченно смотрел старый фильм «Земля» Александра Довженко.
46-1.jpg

Старое кино

Сергей Александрович, вы этот фильм наверняка наизусть знаете…

Он совершенно изумительный, прекрасный, в нем каждый раз находится что-то новое. Довженко работал с оператором Даниилом Демуцким — это абсолютно великое имя. Довженко без него не был бы гениальным режиссером. Ценное знание, полученное мной полвека назад во ВГИКе: новый киноязык не появится, если не знать, что и как делали те, кто был прежде. Один из фестивалей «Дух огня» мы посвятили Михаилу Калатозову и показали на открытии его «Неотправленное письмо». И вот именно на «Духе огня» я понял, что исполнился правильный срок этого шедевра, его, наконец, посмотрели те, про кого он и сделан. Те самые люди, что добывают нефть и газ, идут сквозь тайгу.

Фанни и Полина

Почетным гостем фестиваля была Фанни Ардан. На открытии вы сказали ей, что теперь, когда вы лично знакомы, вы можете пригласить ее в свой новый фильм. Но пока ведь у вас снимается другая французская звезда — Пьер Ришар?

Пьер сыграет в моем новом фильме, работа над которым уже началась. А с Фанни мы поговорили, когда ее повезли в село Добрино, чтобы показать настоящую тайгу. Я сделал ей официальное предложение сыграть главную роль в моем следующем фильме. У меня уже очень давно есть идея снять картину о взаимоотношениях Ивана Тургенева и Полины Виардо. Они действительно сильно любили друг друга. На Ивана Сергеевича удивительное, особенное воздействие имел ее голос, он даже сознание порой терял, когда Виардо пела, так его волновало ее искусство. Их отношения — это грандиозная драма и вместе с тем общественный феномен, который меня давно занимает.

Что ответила Ардан?

Фанни одна из самых любимых моих актрис. Очень живой человек, думающий, сложный, при этом очень естественный, с мгновенной реакцией. Она загорелась: «Это нужно немедленно делать!..» Еще она мне сказала: «Я не верю в творческие планы, но очень верю, что само по себе все делается правильно, судьба не ошибается. Знаете, в каком доме я живу в Париже? В доме Виардо. Ничто в жизни не случайно».

Когда замысел появился, Тургенева ведь должен был играть Олег Янковский?

Да, мы тогда сняли целых пятнадцать минут и остановились, потому что деньги закончились. Меня вызвали в Госкино, а я тогда был председателем Союза кинематографистов, и сказали: мы, конечно, можем вас продолжать финансировать, но тогда фильмы молодых кинематографистов должны будем закрыть.
46-2.jpg
«Путешествие в Португалию» (приз «Золотая тайга»)

Вот так стоял вопрос?

Так его поставили, чтобы я не особенно петюкал. Спорить было бессмысленно. В тот год покупался-продавался «Норникель», денег кругом было навалом, и закрыть кино о таких выдающихся людях, как Тургенев и Виардо, с Янковским в главной роли, тем более что и бюджет был совсем не громадный, — это безумие. Олег играл гениально. Мы сняли эпизод, где Толстой стреляется с Тургеневым на дуэли. Он только собирается застрелить своего друга Тургенева, а тот от волнения и ужаса просто падает в лужу. Толстой его долго приводит в чувство, делает ему искусственное дыхание… Лишь несколько драматических сцен и осталось, а мог быть целый фильм. И он будет, только артиста на роль Тургенева теперь не так легко найти.

Елизавета и Клодиль

Что за фильм вы сейчас снимаете?

Пятнадцать лет я пытался поставить свой сценарий «Елизавета и Клодиль», три раза запускался, потом останавливался. А в прошлом году, когда я в четвертый уже раз сделал попытку начать эту работу и поехал во Францию искать натуру, то совершенно случайно получилось, что я дал почитать сценарий Пьеру Ришару. Ему понравилось, и он показал знакомому продюсеру. За два месяца все завертелось, решилось, работа идет. Потому что им интересно делать кино, они его с любовью делают и им дорожат. Когда по ТВ у них показывается премьера французской картины, законом запрещено ставить параллельно на других каналах зарубежные фильмы. Законом! И французы это всячески поддерживают. Отсюда возникает, как ни странно, зрительский патриотизм, французы стараются первым делом смотреть свое. Но это потому, что кино делают творческие, талантливые люди. Им сами фильмы важны, а не распил денег. У нас фильм очень часто — только повод освоить бюджет.

О чем эта история?

О том, как в начале ХХ века две юные, образованные, прелестные девушки из очень обеспеченных семей, живущие в красивых домах спокойной, уютной, благополучной жизнью, ощущают, что начинается совсем новое время. Они боятся, что все события и перемены пройдут мимо них, что они ни в чем историческом и судьбоносном не примут участия, если останутся в своих прекрасных теплицах. И совершают побег вдвоем, едут в Нормандию, на курорт, где когда-то познакомились еще детьми. Кстати, в этом месте, куда они приезжают, снимал в свое время Франсуа Трюффо свой знаменитый фильм «400 ударов». Словом, они ищут приключений.

И, конечно, находят?

В полной мере. Все страшные события и смену эпох, которые принес ХХ век, им пришлось испытать на себе.

Где штаб?

Сегодня в России, похоже, тоже зреют большие перемены.

И, как и тогда, есть масса людей, особенно молодых, которым это горячит кровь. И тоже трудно и страшновато предвидеть, что из всего этого выйдет.

Сейчас многие артисты, режиссеры, музыканты оказались вовлечены в политическое противостояние. Вас это волнует?

Когда Слава Говорухин, с которым мы знакомы сорок лет, приехал в этот раз на фестиваль, я заметил, что взгляд у него изменился, да и сам он мне показался непривычно молчаливым, напряженным. Я понял, что он комплексует — и немудрено, его имя без конца склоняют, все его слова растащили на одиозные цитаты. Чтобы он не нервничал, я рассказал ему про моего сына Митю. Когда Митя был маленьким, у него был любимый котенок. Как только я отворачивался, он начинал этого котенка трясти и требовать страшным голосом: «Говори, где штаб! Говори, где штаб!!!» Я сказал Говорухину, что не буду его терзать про штаб и вообще ни про что. У нас тут красота кругом и все только кино заняты.


Мы сняли эпизод, где Толстой стреляется с Тургеневым на дуэли. Он только собирается застрелить своего друга, а тот от волнения и ужаса просто падает в лужу


Но в этом году поползли слухи, что вокруг фестиваля возникла интрига, говорили, что «Дух огня» может исчезнуть. Откуда эти опасения?

Обычные проявления чиновничьей глупости, больше ничего. Фестиваль жив и будет жить. И прежний губернатор Александр Филиппенко, при котором «Дух огня» возник, и нынешний Наталья Комарова нас поддерживают и понимают значение этого события для Ханты-Мансийска. В дальнейшей счастливой судьбе фестиваля я не сомневаюсь.
46-3.jpg
«Американо» (приз «Серебряная тайга») 

Новые люди

Вы не раз открывали для кино новые имена. В этом году доверили вести юбилейную церемонию двум совсем молодым артистам. Кто они?

Оба мои студенты. Володя Дыховичный, будущий артист, сын Ивана Дыховичного. Он много времени провел в Англии и Штатах, теперь хочет жить в России. Яна Аносова приехала в Москву из маленького городка под Якутском, тоже учится на актрису. Где же и появляться новым людям, как не на фестивале дебютов?

А вы дебютное кино смотрите? Оно вам интересно?

Еще бы! Во-первых, наш программный директор Андрей Плахов уже десять лет находит и приглашает на «Дух огня» самые интересные дебюты, показанные на разных фестивалях мира. В этом году это актуальное кино из Австрии, Аргентины, Таиланда, Франции, Грузии, Украины. Конечно же, стараюсь смотреть наше новое кино. Есть молодые авторы, которые произвели на меня огромнейшее впечатление. Ангелина Никонова, например, ее «Портрет в сумерках» с Олей Дыховичной. Замечательно снятая картина, с прекрасными актерскими работами. А главное, история держит, я не понимаю, чем она может закончиться, не могу предугадать, куда все движется. Меня втягивают в круг живой жизни, а не знакомых представлений о ней. Когда я посмотрел эту картину, все думал, что же она мне напоминает? И понял: «Крик» Антониони.

Сильное сравнение…

Для меня это именно так. Еще посмотрел дебют Василия Бархатова «Атомный Иван». Забавнейшая картина! Талантливая, живая. Главную роль девочка чудесная играет, Юля Снигирь, я ее в кино впервые вижу. Был недавно на модном спектакле «Король Лир» Константина Богомолова, она там замечательно стихи читала. Но я не смог ее толком разглядеть. Сидел в первом ряду, слишком близко к сцене. Там мизансцена такая, когда все за столом, видны только ноги. Причем ее ноги я сразу узнал, на них и смотрел, слушал голос. А в фильме увидел, что она совершенно прелестная актриса!

Вы известный знаток и ценитель женской красоты, героини ваших фильмов всегда изысканно и поэтично сняты. У вас есть постоянная муза Татьяна Друбич, в прошлом году появилась Соня Карпунина в фильме «Одноклассники»…

Она уже самостоятельный режиссер, может быть, в скором времени покажем на фестивале ее первый фильм.

Кто и что вдохновляет вас сегодня?

Ноги Юлии Снигирь! (Смеется.) К ним теперь добавилась и ее прекрасная голова в фильме Бархатова. Надо смотреть новое кино, там много поводов для вдохновения.


Сергей Соловьев

Кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист России. Родился в 1944 г. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма и Александра Столпера). В 1969 г. начал работать на «Мосфильме», дебютировал как режиссер в том же году двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье». Режиссер-постановщик фильмов «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980), «Асса» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989), «Анна Каренина» (2009). Преподает во ВГИКе.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.