Шик, блеск, красота. Украшения из бриллиантов и изумрудов великолепны и изысканны, но лучше всего эти шедевры смотрятся на черных бархатных подушках, освещенные точечными лампочками. Хороший вкус всем надоел — это мило, но скучно. На повестке дня — бижутерия, которой должно быть много. Главное, как подметил The New Times, — реализуя свое законное право на красоту, не забудьте посмотреть на себя со стороны и улыбнуться

— Помнишь то бриллиантовое ожерелье, что ты дала мне надеть на бал в министерстве? Я вернула другое, точно такое же. И целых десять лет мы за него выплачивали долг. Ты понимаешь, как нам трудно пришлось, у нас ничего не было. Теперь с этим покончено. И сказать нельзя, до чего я этому рада.
Госпожа Форестье остановилась как вкопанная.
— Ты говоришь, вы купили новое ожерелье взамен моего?
— Да. А ты так ничего и не заметила? Они были очень похожи.
И она улыбнулась торжествующе и простодушно. Госпожа Форестье в волнении схватила ее за руки.
— Бедная моя Матильда! Ведь мои бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большое пятьсот франков.

Ги де Мопассан. «Ожерелье»

60-1.jpg
Коко Шанель ввела в моду искусственный жемчуг

60-7.jpg
Блестящие «валентинки» для девушек предложила в этом году Miu Miu

60-3.jpg
Американка Мириам Хаскел создала именную бижутерию для дам высшего света

60-2.jpg
Вклад в новую коллекцию Lanvin израильско-американского дизайнера Альбера Эльбаза

60-6.jpg
Жаклин Кеннеди не чуралась блесток

60-5.jpg
91-летняя Илона Ройс Смиткин, как и ее продвинутые нью-йоркские подружки, обожает крупные экстравагантные украшения
Есть люди, которые до сих пор считают, что лучше крохотные бриллианты, чем огромные фианиты или, упаси бог, стразы. Но парадокс в том, что сейчас хорошая бижутерия может стоить больше, чем плохая драгоценность. Пусть это часто и маркетинговый трюк, но какой смысл в украшениях, если их трудно заметить? Просто где-то в архивах памяти остался предрассудок, что бриллиант — это ценность, вложение, что настоящий камень — это благородно. А стекло и пластмасса — дешевка, цыганщина.

Конечно, дорогой камень в несколько карат — инвестиция. Но Айрис Апфель, «самый старый подросток Нью-Йорка» (ей 90), известная модница и значительная фигура американского общества, все же не зря заявила: «Бриллианты — это скучно».

Красоту — на поток

В Древнем Риме открыто запрещали надевать драгоценности плебеям. Европейская аристократия держала монополию на изысканные украшения фактически до индустриальной революции. Бижутерия, конечно, кое-как существовала. И иногда это были очень приличные украшения из полудрагоценных камней, серебра и металла. Но при этом бижутерию было принято считать дешевкой, побрякушками для бедных, не самостоятельной ценностью, а дополнением к костюму. Ювелиры работали с золотом и драгоценными камнями и в отличие от бижутеров (это была отдельная профессия) никогда не брались за фальшивку.

Расцвет бижутерии начался с десятых годов XX века. К тому времени появились материалы, из которых можно было изготавливать качественные поделки, и делать это машинным способом. Вот тут-то и случился бум. Оказалось, что обычные люди тоже несут в душе стремление к красоте — и хотят покупать так много, как смогут носить. Аристократия возмутилась: она больше не выглядела блистательно (в прямом смысле слова) на фоне мещан. И это было сенсационно.

Новое веяние вовремя уловила Коко Шанель. Мадам, конечно, работала не на простых людей, но она была так влиятельна, что даже высокомерная аристократия соблаговолила притронуться к искусственному жемчугу.

Вслед за Шанель почти все дома высокой моды стали делать бижутерию. Конечно, украшения haute couture превосходят по качеству дешевые аналоги — даже спустя двадцать лет с них не слезет позолота, а стразы, скорее всего, не выпадут, но зато они и дороже. Однако внешне уже не всегда можно отличить, например, бижутерию Lanvin (они, кстати, совсем распустились — используют ужасные ткани и прочие никчемные материалы) от, допустим, недорогой Bijou Brigitte.

Для гранд-дам

В 50-е годы XX века бижутер уже не был второсортной фигурой, хотя это все еще была отдельная профессия. Великий Кеннет Джей Лейн сделал знаменитое ожерелье из фальшивого жемчуга в три слоя для Жаклин Кеннеди — его можно увидеть на многих фотографиях тех времен, а его копию Барбара Буш надела на инаугурацию мужа. В наши дни дом Kenneth Jay Lane по-прежнему существует, и его продукция бывает прекрасна.

В эти же годы была популярна Мириам Хаскелл. Считается, что она сделала для США то же, что Шанель для Парижа — создала именную бижутерию для дам высшего света. Хаскелл поставляла свою продукцию для теледив, звезд кино и на Бродвей, например, для таких музыкальных хитов, как «Призрак оперы». Кстати, в коллекции актрисы Джоан Кроуфорд есть все, что когда-либо выпускала дизайнерская фирма Miriam Haskell. Ее успех объясняется и выбором материалов: любимый хаскелловский розовый монтанит, австрийские кристаллы, стекло из Мурано и искусственный жемчуг из Японии. В тяжелый период Второй мировой появились изделия из пластика, перьев и дерева.

Конечно, в то время бижутерия больше напоминала классические украшения (самая популярная тема — цветы и вариации на эту тему), но и тогда уже в ней была доля иронии — некоторый гротеск, благодаря которому стекло и пластмасса будто насмехались над изделиями из драгоценных металлов.

Сейчас старая бижутерия от этих известных дизайнеров стоит очень дорого, и главное — за нее идут ожесточенные торги, так как лучшее уже, разумеется, продано.

Бусы с претензией

Винтажная бижутерия, даже не от знаменитых дизайнеров — это в наши дни отдельная ниша для модников и коллекционеров. Некоторые современные марки, кстати, так и обозначают свои украшения — коллекционные, collectible, то есть с претензией на то, что в будущем они станут антиквариатом. Но на самом деле бижутерия от модных домов Yves Saint Laurent или Christian Lacroix часто не стоит тех денег, которые за них хотят винтажные магазины только потому, что это «имена». Стоит ли переплачивать за вполне заурядную поделку, украшенную громким логотипом? На блошиных рынках и в интернет-барахолках можно найти много интересного за куда меньшие деньги. В России с этим не так весело, как хотя бы в Германии. Но есть энтузиастки, вроде девушек из блога sweet60s в ЖЖ, которые возят в Москву и старую бижутерию, и духи, и винтажные платья (последние, откровенно говоря, не очень, но бижутерия отличная). Лавочка расположена в обычной квартире, куда можно приехать и покопаться в богатствах. Все это выглядит более романтично, чем обычный магазин — скорее похоже на клуб. Хотя, конечно, это не то что самая известная берлинская «блошка» в Мауерпарке по воскресеньям.

Арт-деко на пике

Но лучше отвлечься от того, что сейчас делают знаменитые модные дома, потому что это хотя и красиво, но предсказуемо и слишком узнаваемо. Сейчас есть много менее раскрученных марок, которые занимаются интересной и качественной бижутерией. Очень популярен Shourouk, французский бренд, который делает сумасшедшие вещи. За него не жаль отдать от €250 до €550 (а иногда €800, но, конечно, за нечто совершенно потрясающее). Shourouk не очень формальный — за что его и любят даже самые авангардные модники, которые предпочитают надевать по десять браслетов сразу. Прекрасен и Joomi Lim — это такая смесь арт-деко с панком. Выглядит очень изысканно.

Арт-деко, кстати, сейчас на пике. Все — от недорогих сетевых марок до тонких бижутеров/ювелиров — обратились к этой теме. Тон, как обычно, задает Miu Miu: под Рождество дизайнеры предложили украшения с обилием крупных стразов и фальшивого жемчуга, а к весне подхватили интерес к камеям.

Бижутерия весна/лето — это все еще арт-деко, камеи и, главное, дешевая пластмасса. Вид у нее подчеркнуто игрушечно-пластиковый. Такого рода вещи делает Анжела Капути. У нее даже пластик выглядит благородно, словно и он когда-то был черепахой. Стиль Caputi очень любят манхэттенские фэшионисты — у этой бижутерии есть сила, она притягивает внимание. В этом же направлении не менее прекрасен бренд Manouk из Нидерландов. Из недорогих — Kookyg Gems: в принципе, за небольшие деньги (от €16 до €40) вы получите занятные штучки не хуже Miu Miu.

Драгоценности обязывают. Глупо делать из дорогих материалов что-то забавное. А современные украшения должны быть крупными, веселых цветов и с юмором. Например, классический женский профиль на камеях сейчас многие обыгрывают как череп девушки с романтической прической. Чувство юмора можно в изобилии найти на etsy.com. Etsy — это храм самодельной бижутерии. Тут можно найти и более или менее известные имена, и неизвестные, но качественные (и безумно прекрасные) украшения, множество всего самого забавного и неординарного. Бывает удивительно дешево, а случается — как в бутиках, но Etsy пока одно из лучших мест, где есть любая бижутерия твоей мечты. И, между прочим, не только она.

Цыганский разгул

Сейчас, кстати, снова обозначилась тенденция надевать по пятнадцать брошек, так что имеет смысл покупать сразу много. Брошки можно в хаотичном порядке приделывать на лацкан пальто или пиджака, на жилетку, да хоть на рукав — и они вовсе не обязательно должны сочетаться друг с другом. Мы сталкиваемся с настоящим бижутерным разгулом — предлагается одновременно выходить в крупном колье из стразов, в двух-трех нитях жемчуга, а сверху — еще и сверкающие бусы. Серьги — длинные, с множеством разноцветных камней. Брошей — как минимум десять или одна крупная, до 10 см в диаметре. Вместо браслетов можно сразу надевать бусы или колье — чтобы не выглядеть излишне скромно.

На самом деле именно в излишествах и есть смысл бижутерии. Она как бы подтрунивает над теми, кто слишком серьезно к себе относится, кто до сих пор считает, что правило «либо серьги, либо колье» — работает. Ведь не зря же сейчас так популярна тема «павлин» — от псевдопавлиньих перьев до соответствующего узора на пластиковых вставках. Нам советуют хвалиться, выставлять напоказ свои фальшивые драгоценности, забыть об ограничениях — и пуститься в цыганщину.

Этот тренд появился благодаря самому популярному сейчас ресурсу Advanced Style, где есть все о том, как одеваются старые женщины Нью-Йорка в возрасте «от 50 до смерти». Самое примечательное в них (помимо невероятной жизнерадостности, экстравагантной одежды и удивительной внутренней свободы) — это бижутерия, которую они носят в невообразимом количестве.

И вдруг все захотели быть, как они. Оказалось, что выглядеть забавной и сумасшедшей — это не стыдно, а как раз наоборот — стильно и очень актуально. Дизайнеры начали предлагать уже не отдельные штучки, а целые композиции. Бижутерия стала must have, главным элементом.

В этом и трюк: даже самый обычный вид, хоть офисный костюм, хоть джинсы и майку можно сделать потрясающим нарядом с помощью выдающихся украшений. Их несложно носить с собой в сумке, они стоят недорого, но при этом лучше всего подчеркивают индивидуальность, делают
человека приметным и сексуальным. Так что, если самоирония у вас на высоте, спокойно покупайте бижутерию и используйте ее как угодно безумно. Можете даже разрядиться, как новогодняя елка на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Вы все равно останетесь элегантной.



60-4.jpgАйрис Апфель 
известна не только своими массивными бусами, ожерельями из стекла, длинными серьгами оригинальных форм, металлическими браслетами и изысканными брошами, но и гигантскими очками в круглой черной оправе. Эта необыкновенная женщина, по профессии историк искусств, за свою долгую жизнь успела поучаствовать во многих дизайнерских проектах, включая переоформление интерьера Белого дома для восьми президентов: Трумэна, Эйзенхауэра, Никсона, Кеннеди, Джонсона, Картера, Рейгана и Клинтона.



60-8.jpg

Превращать невзрачные пластиковые бутылки в утонченные и воздушные украшения придумала турецкая художница Гульнур Оздаглар. С помощью открытого пламени, ножниц, ножа и паяльника она не только создает брошки, серьги, ожерелья, но и вносит свой маленький вклад в борьбу за экологию.



Искусственный жемчуг 
создается путем нанесения специального перламутрового состава на стеклянные, фарфоровые или пластмассовые шарики. Традиционно первоисточником прекрасного искусственного жемчуга считался Габлонц в Богемии (также известный своим богемским стеклом). В конце 1930-х появился другой весьма надежный поставщик — Япония. Особый блеск и внутреннее сияние этому псевдожемчугу придавали растворы из целлюлозы, рыбных плавников и разнообразных смол, а также многократное погружение в восточную эссенцию (essence d’orient).






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.