#Column

#Новодворская

Америка вечных тревог

2012.02.26 |

Новодворская Валерия

Пожалуй, нет в истории американской литературы XX века писателя, у которого Америка была бы такой неоднозначной, такой трагической и в то же время такой великой, как у Джона Стейнбека, 110-летие которого страна и мир отмечают 27 февраля.

В 1960-е годы Америка открылась нам на страницах Джона Стейнбека, нобелевского лауреата 1962 года. Его герои — простые американцы, но он пишет не об обывателях, потому что к каждой рядовой судьбе писатель прибавляет четвертое измерение: миссию Америки. В 1935 году выходит «Квартал Тортилья-Флэт»: о неунывающих бедняках пайсано из Монтерея. Они бедны, независимы и горды. Им и в голову не приходит обратиться за каким-нибудь welfare. Они сами добывают себе пропитание, иногда даже мелкими кражами. Они законченные индивидуалисты, им даже в голову не приходят идеи Маркса, Прудона и Шарикова. И Америка не мешает им вести веселую тунеядскую жизнь. Их оставили в покое и даже за кражи и хулиганство сажают не более чем на шесть месяцев, а если они бегут из плохо запертой тюрьмы, то их даже не догоняют.

В начале войны, в 1942 году, Стейнбек, уже признанный писатель, написал яркую антифашистскую повесть «Луна зашла». Ее переводят и тайно распространяют в Италии, Норвегии и Дании. В Италии фашисты арестовывали тех, у кого находили эту книгу. Тамиздат высшей пробы, все равно как у нас Солженицын, Зиновьев, Аксенов и Оруэлл, за распространение произведений которых давали срок. Стейнбек идет в армию, он становится военным корреспондентом. Америка, свободная и самодостаточная, и мелкий, подлый, захватнический фашизм — несовместимы.

В 1947 году Стейнбек пишет повесть «Жемчужина». О мужской доблести и мужском упрямстве и о страшной разрушительной силе денег.

Но желания все обобществить нет даже в «Гроздьях гнева», в романе о нуждающейся Америке, о том, как банк после неурожая отбирает землю и разрушает дом, а свободные и голодные американцы бегут в Калифорнию, но не за подаянием, а за работой. После выхода этого романа в свет Конгресс США принял законы, облегчающие положение сезонных рабочих. Жизнь героев романа ужасна, у них нет крова над головой, дети голодают и болеют, но они и здесь ничего не берут даром, ничего не просят, кроме работы. Стейнбека причислили к «красным», но ведь роман совсем о другом. Роман — о неистребимом индивидуализме Америки, о гордыне ее граждан, которые готовы платить за свободу даже голодной смертью.
 

Его герои — простые американцы, но он пишет не об обывателях, потому что к каждой рядовой судьбе прибавляет четвертое измерение: миссию Америки    


 

А в 1961 году выходит роман об интеллигенте-неудачнике Итене Хоули «Зима тревоги нашей». Итен потерял свои деньги и хочет преуспеть, таков закон Америки. И вот продавец бакалейной лавки предает своего хозяина (для интеллигента донос о нелегальном въезде — все равно предательство), толкает к смерти друга, готовится ограбить банк. Его сын Аллен обманом выигрывает конкурс на лучшее сочинение США. Итен добыл себе место в истеблишменте, но у него есть совесть, и он идет топиться, только мысль о дочери останавливает его. Вера в бога и в совесть в США глубоки и органичны. И становится понятной миссия Америки на планете Земля — это свобода и совесть.

Поэтому в 1966 году Стейнбек полетел во Вьетнам и не «отмазал» от него своего сына. Совесть толкает на то, чтобы нести свободу повсюду, часто даже насильно, платя за это не только долларами, но и своей кровью. В 1966-м Стейнбека не поняли интеллектуалы Америки, осудившие вьетнамскую войну. Зато его поступок понятен теперь, когда вьетнамцы спят в контейнерах на «черкизонах», а у них на родине сажают под домашний арест даже безобидных буддийских священников.




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share