Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

Рынки не слушаются

29.02.2012 | Грозовский Борис | № 07 (235) от 27 февраля 2012 года

Международное рейтинговое агентство Fitch понизило суверенный рейтинг Греции до «мусорного» уровня — ниже по шкале только дефолт. До этого другое агентство, Moody’s, объявило о том, что может понизить рейтинги крупнейших банков UBS, Credit Suisse, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, Deutsche Bank, JPMorgan. А еще раньше снизило суверенные рейтинги Италии, Испании, Португалии, Словении, Словакии и Мальты. Случись подобное еще год назад — фондовые индексы всего мира моментально бы обрушились: оценки рейтинговых агентств воспринимались инвесторами как своеобразная путеводная звезда, указывающая единственно правильный путь в море финансовых рисков. Но сегодня рынки оценки уважаемых агентств попросту игнорируют, и инвесторы совершенно спокойны — заявление о снижении рейтингов отнюдь не увеличило для пострадавших стоимость заимствований. В чем же дело?

В последние четыре года рейтинговые агентства не ругал только ленивый — они проспали мировой финансовый кризис и почти проспали европейский долговой. Крепко обжегшись, теперь агентства стараются не тянуть с понижением рейтингов заемщиков, которым угрожают неприятности. Причем, начав понижать рейтинги, агентства действуют весьма энергично. Страны Старого Света почувствовали это в полной мере. Чего только не делали еврочиновники — пытались на политическом уровне запретить пересмотр рейтингов проблемных стран еврозоны; проводили, как итальянцы, обыски в офисах агентств, подозревая их в торговле инсайдерской информацией накануне объявления собственных решений. И все напрасно.

Однако, как оказалось, бороться с агентствами административным или силовым путем нет нужды: рынки сами выработали иммунитет к их оценкам. Причин тому несколько. Во-первых, за время, прошедшее с начала кризиса, инвесторы более или менее разобрались, каким заемщикам можно доверять, а каких лучше обходить стороной. Непосредственное влияние агентства оказывают только на инвестиционные решения самых неискушенных инвесторов — например, пенсионных фондов.
 

Эпоха, когда инвесторы безоговорочно доверяли рейтинговым агентствам, позади. Значит ли это, что сами агентства как финансовый институт не имеют будущего?    


 

Во-вторых, стало очевидным, что несовершенна методология самих агентств. Например, в Великобритании сейчас инфляция вдвое выше, чем во Франции, но агентства понижают только французский суверенный рейтинг. А ведь инвесторы теряют средства не только когда суверенный заемщик не в состоянии платить по долгам, но и когда получают от должника обесценивающиеся деньги. Если бы агентства оценивали не только вероятность дефолта (она в случае Франции действительно выше), но и потенциальные потери инвесторов, то понизили бы рейтинг Британии одновременно с французским, доказывает профессор Лондонской школы экономики Чарльз Гудхарт.

В-третьих, с начала финансового кризиса рейтинговые агентства не опережают рынки, а скорее следуют за их настроениями. То есть в большинстве случаев инвесторы уже учли только готовящиеся действия агентств. Вот и сейчас, когда Fitch снизило рейтинг Греции, это не стало неожиданностью для рынков — греческие бумаги еще до этой даты торговались так, как если бы рейтинги уже были понижены.

Эпоха, когда инвесторы безоговорочно доверяли рейтинговым агентствам, позади. Значит ли это, что сами агентства как финансовый институт обречены и не имеют будущего? Нет, конечно. Инвесторы все равно будут нуждаться в надежных финансовых ориентирах, а значит, и в структурах, их вырабатывающих. Можно, конечно, закрыть «большую тройку» — Moody’s, Fitch, S&P. Но любым новичкам, пришедшим на их место, годами, если не десятилетиями придется нарабатывать опыт и репутацию.

Однако сегодняшняя практика агентств такова, что за рейтинги платят не инвесторы, а компании — эмитенты ценных бумаг. Понятно, на чьей стороне склонны играть агентства. А должно быть все наоборот: платить за услугу должен потребитель, то есть инвестор, ныне получающий бесплатный, но не слишком качественный продукт.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.