Как голосовать. До 4 марта осталось несколько дней, кандидаты дебатируют, митингуют, взывают к разуму и обещают деньги. Что делать «рассерженным горожанам» на выборах президента — разбирался The New Times
Перед парламентскими выборами было выработано три варианта протестного голосования: откровенный бойкот, к которому призывал Эдуард Лимонов, стратегия «Нах-Нах», то есть порча бюллетеня, придуманная незарегистрированной партией ПАРНАС, и вариант Алексея Навального — «Голосуй за любую другую партию, кроме «Единой России». То, что «Единая Россия» набрала в итоге меньше 50%, вопреки всем прогнозам социологов, считается заслугой стратегии Навального. Примерно из этих же вариантов недовольным гражданам придется выбирать и 4 марта.
В ходе опроса экспертов The New Times выяснил, что наименее эффективным по-прежнему считается бойкот выборов. Так, политолог Марат Гельман уверен: если явка составит 70%, то нас точно ждет второй тур, если 60% — то все может закончиться в первом. «Для всех позиция «не прийти» — проигрышная. Даже для сторонников действующей власти, — уверен он. — Легитимность этих выборов сильно зависит от того, будет ли один тур или два». По словам экспертов, главное отличие президентских выборов от думских в том, что распределение голосов будет не пропорциональным, а по принципу абсолютного большинства (мажоритарная система). Если в декабре речь шла о прохождении в Думу нескольких партий, то теперь цена вопроса — одно кресло. Раньше мандаты партий, не преодолевших 7-процентный барьер, распределялись между победителями (и лидирующей партии доставалось большинство), теперь каждый получит только свои голоса. И те, кто все же собирается прийти на избирательные участки, должны еще раз оценить действенность всех стратегий.
За любого, кроме
«…кроме Владимира Путина» — так звучит предвыборный лозунг известного блогера и юриста Алексея Навального. «На первый взгляд, это менее убедительно, чем «Голосуй за любую другую партию, кроме «Единой России», — признает Навальный. — Так как партии — это организации с большим количеством людей, а голосование за любого кандидата, кроме Путина, по сути, означает голосование за конкретного персонажа». Но, по словам Навального, моральные принципы не пострадают, если избиратель поймет: выборы 4 марта — «просто некое событие, в ходе которого Путин назначит себя самодержцем всея Руси». Так что главная задача — создать для власти стрессовую ситуацию. А самым большим ударом по ней будет массовое голосование за любого, кроме Путина. Выбрав эту стратегию, вы можете рассчитывать на то, что ваш голос не только не пропадет, но и будет засчитан правильно: в преддверии 4 марта по всей стране идет активная подготовка наблюдателей. На сайте Навального «Росвыборы» (rosvybory.org) в наблюдатели записалось уже более 15 тыс. человек. А проект «Гражданин наблюдатель» (nabludatel.org) собрал 10 тыс. желающих по всей России, 2,5 тыс. из которых уже распределены по участкам в Москве.
Правда, здесь есть два варианта: голосовать за любого, наугад, или же вдумчиво найти «меньшее зло». Политолог Александр Кынев советует второй: «Если для вас важно, чтобы выборы не закончились одним туром, то выбирайте эту стратегию. Но я думаю, что тут важна поддержка позиции, а не человека. Выбирайте ту, которая, по вашему мнению, будет учитываться властью после выборов. Посмотрите программы кандидатов — предлагает кто-то из них реальную политическую реформу или нет. Если говорить о лозунгах, которые были на Сахарова и Болотной, то они отражены в программах Миронова и Прохорова». Именно так, по его признанию, поступил бы Михаил Ходорковский, если бы был на свободе.
В таком духе свой выбор уже сделал писатель, советский диссидент Владимир Буковский. В блоге на «Эхе Москвы» он написал, что ему звонил Прохоров, рассказал о себе и убедил, что может «демонтировать режим». В интервью The New Times Буковский заявил: цель звонка Прохоров не назвал, «просто позвонил, поговорили». Прохоров пообещал Буковскому, что поддержит все требования Болотной. «Его не устраивает только срок «переходного президента», два года. Говорит, за это время нельзя провести необходимые реформы законодательства. Я тоже так думаю», — сказал Буковский. Писатель уверен, что глава ЦИК Владимир Чуров все равно нарисует нужные результаты выборов, но сейчас голосовать надо на перспективу — за того, кто в будущем сможет реально стать «перебежчиком из вражеского стана».
„
Борис Акунин: «Ключевым, мне кажется, был вопрос «Согласны ли вы голосовать, как решит большинство, даже если это решение не будет отражать вашу личную точку зрения?» Большинство отвечающих сказали «нет»
”
Минусы стратегии «За любого, кроме» все те же, что и на парламентских выборах: приходится отдавать свой голос за чужого кандидата, а проголосовав, уже нельзя будет утверждать, что выборы были нелегитимными. Есть еще один недостаток. «Даже если вы проголосовали за конкретного человека, фальсификаторы могут поставить галочки напротив остальных фамилий, превратив бюллетень в недействительный, чтобы отнять голоса у наиболее сильных противников Путина», — предостерегает глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.
Крестоносцы
«Крестовым походом» назвал писатель Борис Акунин стратегию, которая во время думской кампании именовалась «Нах-Нах». Голосовавший на парламентских выборах за «Яблоко», Акунин решил 4 марта проставить кресты напротив фамилий всех кандидатов. «Был проведен ряд предвыборных опросов — в ЖЖ, на сайте «Эха Москвы». Приняли участие около 100 тыс. человек. Ключевым, мне кажется, был вопрос «Согласны ли вы голосовать, как решит большинство, даже если это решение не будет отражать вашу личную точку зрения?» Большинство отвечающих сказали «нет», — объяснил свою позицию Акунин в интервью The New Times. — Раз мы не готовы к единой стратегии, я решил поступить по-своему».
По мнению Акунина, «крестоносная тактика» — это не только голосование против Путина, но и против самих нечестных выборов. Тем более что в законе о президентских выборах* * Статья 76, п. 3 Закона № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. Акунин вычитал, что испорченные бюллетени на распределение голосов между кандидатами не повлияют.
Елена Дубровина, член Центральной избирательной комиссии, подтвердила The New Times: «Если на думских выборах недействительные бюллетени, по сути, повышали итоговый процент победившей партии, то сейчас не так. При подсчете голосов за конкретных кандидатов, где нет пропорционального распределения бюллетеней, играют роль абсолютные цифры. Недействительные бюллетени будут лишь свидетельствовать о недовольстве избирателя списком кандидатов». «Фактически это кандидат против всех», — добавляет оппозиционный политик Владимир Рыжков. Он тоже склоняется к «крестовому походу», так как среди предложенных кандидатов нет реальных представителей оппозиции.
„
Станислав Белковский: «Чем выше, а значит, абсурднее будет результат Путина, тем шире будет протест. Идти надо не 4-го на участки, а 5-го — на улицы»
”
Но есть и свои минусы. Профессор Европейского университета Григорий Голосов напоминает, что наблюдателей от «испорченных бюллетеней» нет — наблюдатели от партий заботятся о своих голосах, а до испорченных никому дела не будет, и они могут оказаться в стопке бюллетеней, поданных за «самого главного» кандидата. Адвокат Вадим Прохоров уверен, что пять крестов не помогут оппозиции. По его словам, на прошлых выборах стоило голосовать против всех: из закона о думских выборах следует, что, если 40% бюллетеней будут недействительными, выборы признают несостоявшимися. По закону же о выборах президента повторное голосование назначается, если большинством не был избран ни один из кандидатов, — то есть «крестовый бюллетень» играет такую же роль, как и любой другой.
Если вы решили, что эта стратегия вам подходит, помните о мерах предосторожности. Елена Дубровина говорит, что по закону недействительным считается бюллетень, где галочки стоят напротив всех кандидатов или же если бюллетень не заполнен вовсе. Но политолог Александр Кынев советует не опускать в урну пустую бумажку — кто-нибудь может поставить на ней крестик вместо вас.
Бойкот
Главные плюсы стратегии бойкота все те же: вы экономите время и «не садитесь играть за один стол с шулерами». За эту стратегию выступает писатель и оппозиционер Эдуард Лимонов. «Надо планомерно бойкотировать эту власть и не участвовать ни в одних выборах. Начинают про эти калькуляции говорить… это же безбожно глупо все», — возмущался он в интервью The New Times. Однако политолог Дмитрий Орешкин убежден, что такая стратегия лишь сыграет на руку кандидату Владимиру Путину. «Чем меньше «рассерженных горожан» придет, тем значительнее будет вклад регионов с управляемым голосованием — типа Чечни и Дагестана и тех территорий, где отработаны механизмы фальсификаций», — говорит он. А политолог Александр Кынев вообще считает, что люди, которые не участвуют, заранее согласны с любым результатом. Не согласен с коллегами политолог Станислав Белковский: «Путин победит в первом туре любой ценой и получит не менее 55%. Вопрос только в легитимности выборов. Но чем выше, а значит, абсурднее будет результат Путина, тем шире будет протест. Идти надо не 4-го на участки, а 5-го — на улицы».
Tweet