Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

Сюрприз по-американски

15.02.2012 | Каспаров Гарри | № 05 (233) от 13 февраля 2012 года

То, что могло бы показаться почти фантастикой еще пару недель назад, случилось. Бывший сенатор от штата Пенсильвания Рик Санторум одержал ошеломляющую победу, выиграв праймериз в штате Миссури и кокусы* * Собрания партийных активистов, на которых голосуют за того или иного кандидата. — в Миннесоте и Колорадо, обойдя фаворита республиканской президентской кампании Митта Ромни.

«Тройная победа» Санторума — отличная иллюстрация к тому, что газета The New York Times написала по поводу проигрыша Ромни: «Деньгами можно купить голоса избирателей, но их любовь — никогда». Убедительно опровергнут лозунг, взятый на вооружение подавляющим большинством политтехнологов
и имиджмейкеров, в том числе и российских: «Деньги решают всё!»

Как выяснилось, не всё. Митту Ромни, штаб которого под завязку набит деньгами — $57 млн и за которым руководство Республиканской партии США, не хватило самой малости — поддержки рядовых членов партии, которые, как оказалось, симпатизируют его противнику — «нищему» Санторуму, собравшему пока $2,2 млн.
 

В Америке деньги и начальство — важный фактор, но не определяющий. Ни наличие денег, ни покровительство боссов не являются гарантией победы    


 

Перед праймериз во Флориде 31 января Ромни потратил как минимум $15 млн на ТВ-рекламу. 92% затрат составили расходы на так называемую негативную рекламу — negative attacks, выставляющую его конкурентов в невыгодном свете. Во Флориде это сработало, да и раньше работало. Но вот наступил момент, когда это работать перестало. Потому что многие республиканцы пришли к пониманию простой вещи: кандидат, побеждающий за счет связей «в верхах» и больших денег, вряд ли способен одолеть Обаму, хотя каждый день пытается уверить сопартийцев в обратном. Обаму одной негативной рекламой и большими деньгами не победить.

Во-первых, потому что у Обамы с его возможностями фандрайзинга денег все равно больше (его штаб уже собрал более $139 млн). А во-вторых, избиратели по большому счету не видят принципиальной разницы между Миттом и Бараком. Ромни разве что белый, а в остальном очень похож на Обаму. Во всяком случае во взглядах на многие ключевые аспекты.

Зато Санторум показал бойцовский характер. И заставил республиканцев задуматься: а что если мы до сих пор ставили не на того? Основания для подобных колебаний более чем веские. Ведь победить Обаму можно только идеями. А как раз с идеями у богатенького Ромни беда. Да и для Обамы он со своими неосмотрительными высказываниями более уязвим, чем социальный консерватор Санторум, который к тому же сейчас начал отстаивать очень жесткую фискальную политику. «Этот парень хоть и католик* * В истории США был только один президент-католик — демократ Джон Кеннеди. , но по крайней мере понятно, чем он отличается от Обамы», — так рассуждает партийный актив.

Конечно, пока этого недостаточно для того, чтобы партия окончательно поставила на Санторума. Впереди еще «супервторник» — 6 марта, когда пройдут праймериз сразу в 10 штатах, — этот день четко определит шансы кандидатов. Но сам факт нынешнего резкого крена в симпатиях избирателей в очередной раз доказывает: в Америке деньги и начальство — важный фактор, но не определяющий. Ни наличие денег, ни покровительство боссов не являются гарантией победы. Гораздо важнее — настроения и поддержка рядовых избирателей. Настоящие, честные выборы не выиграть только за счет административно-финансового ресурса. В стране, где есть свободная пресса и свободный интернет, где все кандидаты обладают равными возможностями для мобилизации сторонников и высказывания своих взглядов, борьба за победу идет до самого конца.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.