Странное на первый взгляд словосочетание «бизнес-ангел» пришло в Россию из Силиконовой долины (США): там в конце 60-х годов появились независимые инвесторы, готовые вложить собственные деньги в рискованные бизнес-идеи – естественно, не с целью спонсорства, а для получения прибыли за счет развития в будущем. (The New Times писал об этом в № 36 от 8 сентября 2008 года.) Именно бизнес-ангел дал старт всемирно известной компании Apple: в 1976 году миллионер Майк Марккула, увлекшись идеей персонального компьютера, которую отстаивали основатели Apple Стив Джобс и Стив Возняк, вложил в компанию свои $90 тыс. Марккула не прогадал: сегодня годовой оборот Apple составляет около $24 млрд. Интуиция не подвела и ангелов, поверивших в поисковую систему Google: в 1999 году Энди Бехтольсха инвестировал в компанию Сергея Брина и Ларри Пэйджа $100 тыс. Сегодня Google — самая успешная интернет-компания в мире с миллиардными оборотами. В России бизнес-ангелы — птицы пока еще невысокого полета. Они объявились здесь около 10 лет назад, и сейчас в стране, по разным оценкам, их от 150 до 250 человек. Однако эти люди уже начали свои малые дела, которые сулят большие перспективы.
Продукт будущего
Легким движением компьютерной мыши диван ставится в приглянувшийся угол комнаты, а шкаф передвигается в оптимальную для него нишу. Постепенно находят свое место журнальный стол, кресло, комод. И будущая комната становится такой, какую хотел, но никак не мог зрительно представить клиент. Андрей Глинский, директор по маркетингу интернет-компании «Румикс», улыбается: «Я подумал: зачем все эти сложные программы для моделирования интерьера? Их долго устанавливать, а потом еще дольше в них разбираться. Нужен был простой сервис, где любой человек, далекий и от дизайна, и от компьютера, мог расставить по комнате мебель и собрать себе комнату мечты».
Идея трехмерного мебельного интернет-магазина возникла у Андрея еще во время учебы в Высшей школе экономики. Бизнес-модель ресурса проста: мебельные магазины платят «Румиксу» за продажи их моделей через сайт компании. Клиент распечатывает с сайта купон и приходит в магазин за конкретным товаром, который он уже наглядно представил в своей комнате. Реализовать идею помог бизнес-инкубатор «Вышки». Там проект команды Андрея Глинского занял второе место в конкурсе и получил первоначальную поддержку — собственный офис в центре Москвы, причем бесплатно. Так начался стартап Roomix.ru.
Но нужны были инвестиции. А потому Глинский с коллегами принялись участвовать во всевозможных конкурсах инновационных проектов. Многим идея «Румикса» нравилась: это был абсолютно новый для российского рынка продукт — до него существовали лишь обычные каталоги мебели с картинками. «Такого, чтобы можно было поставить рядом шкаф из IKEA и диван из «8 Марта» и увидеть это в масштабе 3D, не было даже в мечтах пользователей», — говорит Андрей.
Однако именно новизна сервиса, а также малый практический опыт авторов идеи — вчерашних студентов — останавливал почти всех инвесторов: не было ясно, как рынок воспримет «продукт будущего». Не испугались лишь бизнес-ангелы из фонда AddVenture. «Изначально у этой бизнес-идеи был большой потенциал, — поясняет Елена Масолова, директор по инвестициям фонда AddVenture. – Кроме того, она была проработана: ребята провели углубленный опрос директоров по маркетингу мебельных центров и магазинов, и стало понятно, что их продукт нужен». Точную сумму инвестиций в фонде не раскрывают. По словам Масоловой, обычно фонд вкладывает в подобные идеи $30–50 тыс., так было и в случае с «Румиксом». Следом за бизнес-ангелами у него появились и другие инвесторы, в результате сегодня сервисом ежедневно пользуются свыше 4 тыс. человек. Компания уже вышла на операционную окупаемость, и кризис в этом только помогает: по словам Андрея Глинского, для мебельного рынка, который пострадал не меньше других отраслей, подобный сервис оказался весьма привлекательным. К октябрю компания планирует зарабатывать более миллиона рублей ежемесячно. Со своими ангелами ребята встречаются не ежедневно, как раньше, а только раз в неделю: те помогают уже не деньгами, а контактами. «Бизнес-ангелы дали нам все, что нужно, — говорит Андрей Глинский. — Встанет компания твердо на ноги или нет, теперь зависит только от нас».
Инкубатор надежды
В США 250 тыс. бизнес-ангелов ежегодно инвестируют $23 млрд в 50 тыс. компаний. В России каждый из этих показателей пока нужно делить на тысячу, говорят в Национальном содружестве бизнес-ангелов России (СБАР), созданном в 2006 году. «Наша цель — создание в стране целой отрасли, массового движения бизнес-ангелов, — разъясняет Вадим Стреналюк, заместитель исполнительного директора СБАР. — Принято считать, что бизнес-ангелы — это одиночки. Но во всем мире уже не так. Гораздо эффективнее работать синдицированно: объединять капиталы, опыт, связи, создавать единую систему отбора и подготовки бизнес-проектов».
Именно связи — главное, что дали бизнес-ангелы из СБАР проекту новосибирского бизнесмена Сергея Семенихина, директора фирмы «Баган». Четыре года назад в Новосибирске они встретили его на ярмарке венчурных проектов. Бывший инженер-атомщик, Семенихин сумел приспособить одну из научных разработок к нуждам населения. Оказалось, что тонкие пленки для протонного ускорителя идеально подходят для создания комнатного обогревателя – плоского, с большой поверхностью, декорированного под живописные полотна. Те же атомные разработки легли в основу бытового инкубатора: легкий (2 кг), недорогой, он окупается за месяц благодаря 100-процентному выводу цыплят. «Без ложной скромности скажу: многим крестьянам я дал в руки инструмент для выживания и зарабатывания, — говорит Сергей. — У меня тысячи писем из деревень. Именно сейчас, в кризис, наши инкубаторы помогают выжить».
Сегодня компания «Баган» продает в год десятки тысяч инкубаторов и обогревателей. Во многом эти продажи растут благодаря новым клиентам, которых находят бизнес-ангелы. Но мечта Сергея простирается дальше — красиво выйти на западные рынки со своими картинами-обогревателями. Для международного старта бизнесмену нужен €1 млн. Знакомые бизнес-ангелы пока таких денег не дали, однако уверяют, что могут найти инвестора уже к концу года.
Редкая птица
В базе Национального содружества бизнес-ангелов сегодня ждут своего часа десятки проектов: от создания сети быстрого питания по продаже «живой» еды, обогащенной биоактивными добавками, до производства искусственной кожи для лечения ран и выпуска строительных материалов нового поколения. Однако самая популярная сфера для бизнес-идей — информационные технологии: на нее приходится до 50% всех проектов. IT-сфера привлекает бизнес-ангелов быстрым ростом и тем, что, в отличие от тех же биотехнологий, не требует больших инвестиций на старте.
Впрочем, по словам Вадима Стреналюка, из 100 проектов, которые рассматривают российские бизнес-ангелы, отбираются примерно 10, и только один из них будет реально проинвестирован. Причина — неспособность авторов идей грамотно их подать и просчитать бизнес-стратегию. «Это могут быть лучшие в мире программисты, химики, технологи, — сетует Вадим Стреналюк. — А вот что касается их экономического образования, понимания построения бизнеса или хотя бы рыночного потенциала проекта, они, как правило, находятся на очень низком уровне, существенно ниже, чем на Западе».
Но это не единственная проблема российских бизнес-ангелов. Периодические заявления президента Медведева о необходимости модернизации нашей экономики пока никак не преломляются в новые законы, мотивирующие вложения в инновации. По словам Дмитрия Репина, профессора, руководителя бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, из-за того что отечественное законодательство по-прежнему не благоприятствует частным инвестициям, «многие серьезные бизнес-ангелы структурировали свои инвестиции не в российской юрисдикции». Не сложилась пока в России и среда для развития бизнес-ангельства: по словам Елены Масоловой, если в Силиконовой долине в месяц проходит до 90 презентаций бизнес-идей и инновационных конференций, в России их счет идет на единицы.
Наконец, в СБАР считают, что своими силами в бизнес-ангельстве не обойтись. «Сегодня чувствуется огромный дефицит инвестиционных средств на самой ранней, так называемой посевной, стадии проектов, — озабочен Вадим Стреналюк. — Если для государства инновации действительно являются приоритетом, необходимо создавать частно-государственные посевные фонды — и не один–два, а 100–200. Естественно, вслед за этими фондами финансирование лучших проектов возьмет на себя частный капитал. Возможно, это и будет выходом из кризиса».
Продукт будущего
Легким движением компьютерной мыши диван ставится в приглянувшийся угол комнаты, а шкаф передвигается в оптимальную для него нишу. Постепенно находят свое место журнальный стол, кресло, комод. И будущая комната становится такой, какую хотел, но никак не мог зрительно представить клиент. Андрей Глинский, директор по маркетингу интернет-компании «Румикс», улыбается: «Я подумал: зачем все эти сложные программы для моделирования интерьера? Их долго устанавливать, а потом еще дольше в них разбираться. Нужен был простой сервис, где любой человек, далекий и от дизайна, и от компьютера, мог расставить по комнате мебель и собрать себе комнату мечты».
Идея трехмерного мебельного интернет-магазина возникла у Андрея еще во время учебы в Высшей школе экономики. Бизнес-модель ресурса проста: мебельные магазины платят «Румиксу» за продажи их моделей через сайт компании. Клиент распечатывает с сайта купон и приходит в магазин за конкретным товаром, который он уже наглядно представил в своей комнате. Реализовать идею помог бизнес-инкубатор «Вышки». Там проект команды Андрея Глинского занял второе место в конкурсе и получил первоначальную поддержку — собственный офис в центре Москвы, причем бесплатно. Так начался стартап Roomix.ru.
Но нужны были инвестиции. А потому Глинский с коллегами принялись участвовать во всевозможных конкурсах инновационных проектов. Многим идея «Румикса» нравилась: это был абсолютно новый для российского рынка продукт — до него существовали лишь обычные каталоги мебели с картинками. «Такого, чтобы можно было поставить рядом шкаф из IKEA и диван из «8 Марта» и увидеть это в масштабе 3D, не было даже в мечтах пользователей», — говорит Андрей.
Однако именно новизна сервиса, а также малый практический опыт авторов идеи — вчерашних студентов — останавливал почти всех инвесторов: не было ясно, как рынок воспримет «продукт будущего». Не испугались лишь бизнес-ангелы из фонда AddVenture. «Изначально у этой бизнес-идеи был большой потенциал, — поясняет Елена Масолова, директор по инвестициям фонда AddVenture. – Кроме того, она была проработана: ребята провели углубленный опрос директоров по маркетингу мебельных центров и магазинов, и стало понятно, что их продукт нужен». Точную сумму инвестиций в фонде не раскрывают. По словам Масоловой, обычно фонд вкладывает в подобные идеи $30–50 тыс., так было и в случае с «Румиксом». Следом за бизнес-ангелами у него появились и другие инвесторы, в результате сегодня сервисом ежедневно пользуются свыше 4 тыс. человек. Компания уже вышла на операционную окупаемость, и кризис в этом только помогает: по словам Андрея Глинского, для мебельного рынка, который пострадал не меньше других отраслей, подобный сервис оказался весьма привлекательным. К октябрю компания планирует зарабатывать более миллиона рублей ежемесячно. Со своими ангелами ребята встречаются не ежедневно, как раньше, а только раз в неделю: те помогают уже не деньгами, а контактами. «Бизнес-ангелы дали нам все, что нужно, — говорит Андрей Глинский. — Встанет компания твердо на ноги или нет, теперь зависит только от нас».
Инкубатор надежды
В США 250 тыс. бизнес-ангелов ежегодно инвестируют $23 млрд в 50 тыс. компаний. В России каждый из этих показателей пока нужно делить на тысячу, говорят в Национальном содружестве бизнес-ангелов России (СБАР), созданном в 2006 году. «Наша цель — создание в стране целой отрасли, массового движения бизнес-ангелов, — разъясняет Вадим Стреналюк, заместитель исполнительного директора СБАР. — Принято считать, что бизнес-ангелы — это одиночки. Но во всем мире уже не так. Гораздо эффективнее работать синдицированно: объединять капиталы, опыт, связи, создавать единую систему отбора и подготовки бизнес-проектов».
Именно связи — главное, что дали бизнес-ангелы из СБАР проекту новосибирского бизнесмена Сергея Семенихина, директора фирмы «Баган». Четыре года назад в Новосибирске они встретили его на ярмарке венчурных проектов. Бывший инженер-атомщик, Семенихин сумел приспособить одну из научных разработок к нуждам населения. Оказалось, что тонкие пленки для протонного ускорителя идеально подходят для создания комнатного обогревателя – плоского, с большой поверхностью, декорированного под живописные полотна. Те же атомные разработки легли в основу бытового инкубатора: легкий (2 кг), недорогой, он окупается за месяц благодаря 100-процентному выводу цыплят. «Без ложной скромности скажу: многим крестьянам я дал в руки инструмент для выживания и зарабатывания, — говорит Сергей. — У меня тысячи писем из деревень. Именно сейчас, в кризис, наши инкубаторы помогают выжить».
Сегодня компания «Баган» продает в год десятки тысяч инкубаторов и обогревателей. Во многом эти продажи растут благодаря новым клиентам, которых находят бизнес-ангелы. Но мечта Сергея простирается дальше — красиво выйти на западные рынки со своими картинами-обогревателями. Для международного старта бизнесмену нужен €1 млн. Знакомые бизнес-ангелы пока таких денег не дали, однако уверяют, что могут найти инвестора уже к концу года.
Редкая птица
В базе Национального содружества бизнес-ангелов сегодня ждут своего часа десятки проектов: от создания сети быстрого питания по продаже «живой» еды, обогащенной биоактивными добавками, до производства искусственной кожи для лечения ран и выпуска строительных материалов нового поколения. Однако самая популярная сфера для бизнес-идей — информационные технологии: на нее приходится до 50% всех проектов. IT-сфера привлекает бизнес-ангелов быстрым ростом и тем, что, в отличие от тех же биотехнологий, не требует больших инвестиций на старте.
Впрочем, по словам Вадима Стреналюка, из 100 проектов, которые рассматривают российские бизнес-ангелы, отбираются примерно 10, и только один из них будет реально проинвестирован. Причина — неспособность авторов идей грамотно их подать и просчитать бизнес-стратегию. «Это могут быть лучшие в мире программисты, химики, технологи, — сетует Вадим Стреналюк. — А вот что касается их экономического образования, понимания построения бизнеса или хотя бы рыночного потенциала проекта, они, как правило, находятся на очень низком уровне, существенно ниже, чем на Западе».
Но это не единственная проблема российских бизнес-ангелов. Периодические заявления президента Медведева о необходимости модернизации нашей экономики пока никак не преломляются в новые законы, мотивирующие вложения в инновации. По словам Дмитрия Репина, профессора, руководителя бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, из-за того что отечественное законодательство по-прежнему не благоприятствует частным инвестициям, «многие серьезные бизнес-ангелы структурировали свои инвестиции не в российской юрисдикции». Не сложилась пока в России и среда для развития бизнес-ангельства: по словам Елены Масоловой, если в Силиконовой долине в месяц проходит до 90 презентаций бизнес-идей и инновационных конференций, в России их счет идет на единицы.
Наконец, в СБАР считают, что своими силами в бизнес-ангельстве не обойтись. «Сегодня чувствуется огромный дефицит инвестиционных средств на самой ранней, так называемой посевной, стадии проектов, — озабочен Вадим Стреналюк. — Если для государства инновации действительно являются приоритетом, необходимо создавать частно-государственные посевные фонды — и не один–два, а 100–200. Естественно, вслед за этими фондами финансирование лучших проектов возьмет на себя частный капитал. Возможно, это и будет выходом из кризиса».
Бизнес-ангелы — физические или юридические лица, которые инвестируют часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития – посевной (seed) и начальной (startup). За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов. Согласно западной статистике, бизнес-ангелы, как правило, люди в возрасте 45–65 лет, обычно бывшие предприниматели или чиновники высшего звена, 99% — мужчины. В США каждый пятый бизнес-ангел является миллионером.
Бизнес-ангелы используют венчурный механизм инвестирования, когда финансирование предоставляется на длительный срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. Риск таких вложений бизнес-ангелы снижают за счет инвестирования одновременно в несколько компаний, тщательной проверки и отбора проектов (процедура due diligence), участия в управлении бизнесом. Цель бизнес-ангела — реинвестируя всю полученную компанией прибыль, максимально увеличить стоимость компании и по истечении оговоренного срока продать свою долю, многократно увеличив свои первоначальные вложения. Этот срок обычно составляет от 3 до 7 лет. С помощью бизнес-ангелов начали свой путь к успеху компании Apple, Intel, Yahoo, Amazon, Google и многие другие ведущие IT-бренды.