Решение об отставке Владимира Воронина было трудным. Сначала, еще 29 августа, коммунисты не пришли на первое заседание нового парламента — они хотели, чтобы он собрался на неделю позже: технический регламент это позволяет, чтобы партии могли сформировать свои фракции. При одном условии: если есть консенсус. Но четыре оппозиционные партии, объединившиеся в Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), после всем известных событий весны—лета этого года Воронину отказали. И — избрали своего спикера, который согласно молдавской Конституции до утверждения законодателями нового президента выполняет функции главы государства. 2 сентября коммунисты провели свой съезд и посчитали, что Воронин больше им не нужен — из человека, умеющего решать вопросы как внутри республики, так и с Москвой, он превратился в политика, проигравшего выборы и власть.
Игры в интернете
Однако Воронин просто так сдаваться не собирался. Несмотря на то, что российские СМИ уже сообщили о его отставке, прошла новость и на лояльном Компартии сайте «Омега.Мд», официальные молдавские информационные агентства поначалу молчали. К журналистам был выпущен депутат-коммунист Владимир Цуркан, которого считают близким к московским силовикам, и он опроверг все сообщения о том, что Воронин уходит. Руководство Компартии хотело максимально долго держать в секрете принятое на съезде решение — до 15 сентября, когда Воронин официально заявит о своем уходе. Афишировать новость раньше времени не хотели, возможно, потому, что в Конституционном суде лежит заявление Компартии. В нем оспаривается законность избрания нового спикера из рядов оппозиции, и одно дело, когда за спорным делом стоит человек, который 8 лет был президентом, и совсем другое — когда это политик, у которого уже нет никаких реальных рычагов влияния. Но уже к вечеру 2 сентября скрывать очевидное стало бесполезно и партия обнародовала заявление самого Воронина: «Я решительно не принимаю того пути, по которому хотят повести страну. Я перехожу в парламент в качестве рядового депутата». Лидер входящего в АЕИ альянса «Наша Молдова» Серафим Урекян в интервью The New Times назвал решение Воронина уйти «единственным его благоразумным шагом за последние 8 лет». Сразу после официальной отставки исполняющим обязанности главы государства в соответствии с молдавской Конституцией станет спикер парламента, председатель Либеральной партии Михай Гимпу. Но руководить страной Гимпу будет лишь до того момента, пока депутаты не изберут нового президента. Если же с двух попыток этого сделать опять, как было уже в мае — июне, не удастся, то будут назначены очередные внеочередные выборы, которые могут состояться в январе–феврале 2010 года. И все это время Гимпу будет и.о. главы государства.
Мэр Кишинева и племянник Гимпу Дорин Киртоакэ заявил The New Times, что до досрочных выборов доводить ситуацию Альянс не намерен. А намерен быстро взять под контроль важнейшие посты в государстве — что станет серьезным фактором, если придется вновь проводить парламентскую кампанию в начале следующего года. На пост премьер-министра и.о. президента Гимпу должен выдвинуть лидера Либерал-демократической партии Влада Филата, представители оппозиционного Альянса займут и такие ресурсные посты, как пост Генерального прокурора, главы Службы информационной безопасности (аналог ФСБ), главы Счетной палаты — короче, «почта, телеграф, телефон», как завещал еще Владимир Ленин. Плюс — оппозиция намерена сменить руководителя гостелерадио. Ну а президентом Молдовы Альянс хочет видеть лидера Демократической партии Мариана Лупу, который до апрельских выборов занимал должность спикера и был одним из руководителей уходящей в оппозицию Компартии.
История о 8 голосах
Теперь главная интрига заключается в том, удастся ли оппозиционному Альянсу переманить на свою сторону 8 депутатов от фракции коммунистов: ровно столько им надо, чтобы утвердить в должности президента Лупу. И вот тут оппозиция надеется, что вчерашний коммунист, а теперь демократ Лупу сумеет уговорить прежних коллег по партии проголосовать за его кандидатуру: очередные выборы не нужны никому. «Если коммунисты-таки сформируют свою фракцию в парламенте, то дальше начнется переговорный процесс, — говорит мэр Кишинева Киртоакэ. — Лупу отлично знаком с большинством депутатов от коммунистов, так что если ситуация будет развиваться по запланированному нами сценарию, мы уже в течение недели сможем прийти к формированию нового правительства и утверждению главы государства». Его коллега по Альянсу Серафим Урекян более осторожен в своих прогнозах: «Через полторы-две недели максимум встанет вопрос о формировании правительства, выборе президента», — сказал Урекян The New Times. Лидер «Нашей Молдовы» напомнил, что после парламентских выборов 5 апреля коммунистам не хватало всего одного голоса для утверждения нового президента. «Моим людям тогда предлагались и квартиры, и должности вице-спикера, вице-премьера, и миллионы евро, но коммунистам так и не удалось перетянуть на свою сторону один-единственный необходимый им голос, — утверждает Серафим Урекян. — Если будут еще одни выборы, то результат Компартии окажется еще хуже — 15–20%.* * В июле коммунисты получили 45%._ В партии, думаю, многие это понимают и задумываются о своем будущем. Их более чем достаточно, этих задумывающихся. Речь не идет о коррупции, подкупе или шантаже. Дело в понимании ситуации. Среди коммунистов есть много порядочных людей, патриотов своей страны. Если они поймут, что следующие выборы принесут им крах, то выборов удастся избежать».
Молчание коммунистов
Позиция Партии коммунистов по вопросу избрания их бывшего соратника Мариана Лупу президентом остается расплывчатой. С одной стороны, их лидеры заявляют о том, что они не признают Альянс за европейскую интеграцию и не готовы вести переговоры с его лидерами. С другой — главный идеолог Компартии, депутат Марк Ткачук, заявил: «Мы попытаемся провести переговоры с каждой партией по отдельности для формирования более широкого парламентского большинства. Мы не признаем АЕИ, но попытаемся создать левостороннюю антикризисную коалицию».
Правда, на стороне коммунистов, в случае досрочных выборов, есть один козырь — кризис. Мариан Лупу на последнем заседании парламента сказал, что дефицит бюджета, и так немаленький, продолжит расти в ближайшие месяцы, а депутат Валентина Булига предсказала, что к концу года Молдавия может оказаться страной-банкротом и не сможет платить по долгам. В этих условиях Лупу заявил о необходимости «урезать на 20–25% зарплаты бюджетникам». «Нужно реформировать и объединить систему социальной защиты граждан и обеспечения пенсиями», — заявил он. Такие предложения вряд ли понравятся избирателям.