#Деньги

Шопинг с размахом

08.02.2012 | № 04 (232) от 06 февраля 2012 года


Шопинг с размахом. Россияне щедро потратились на новогодние подарки: в конце декабря на потребительском рынке зафиксирован резкий рост продаж. При этом большинство жителей крупных городов одаривали близких и друзей практичными товарами для дома, а приобретали их в недорогих сетевых гипермаркетах. Что покупают россияне на праздники — изучал The New Times

Траты россиян в предновогоднюю неделю — с 26 декабря 2011-го по 1 января 2012-го — выросли на 16,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 14,6% — по сравнению с предыдущей неделей. Такие данные обнародовал РОМИР, опросив 10 тыс. потребителей из крупных и средних городов страны. Опрос показал довольно затейливую тенденцию: денег на подарки люди тратят больше, но сами товары выбирают гораздо более тщательно, чем раньше, и не прочь сэкономить при каждой конкретной покупке.

Включить голову

28-2.jpg

28-3.jpg
«Как ни крути, 20–30% я сэкономил, а купил почти все то же самое», — объясняет 32-летний москвич Сергей Уралов, дизайнер глянцевого журнала: накануне Нового года он не поехал за покупками в любимый дорогой супермегамолл, а простоял два часа в пробке по дороге к «Ашану». «Пусть там нет 30 видов оливкового масла, но мне и одного хватит. И вино можно за нормальную цену найти. А всякие фрукты-овощи — они везде одинаковые, стоят только по-разному». Раньше Сергей таких рассуждений не допускал и деньги предпочитал тратить там, где красиво, дорого и немноголюдно. Теперь же он, хоть и не жалуется на доходы, предпочитает все чаще затовариваться в более демократичных магазинах.

Объяснить рационально мотивы своего выбора Сергей не может, зато это делают специалисты. Отток покупателей из дорогих супермаркетов в магазины более дешевых товаров — устойчивый тренд, отмечает доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Евгения Надеждина: «Российские граждане начинают жить по-европейски: экономить больше не зазорно. Если ты считаешь деньги, это не значит, что ты беден». Причем, выбирая более дешевые магазины, покупатели необязательно тратят меньше. Просто, пережив кризис, они более рационально относятся к выбору подарков и покупают не то, что красиво выглядит, а то, что действительно может пригодиться.

Кстати, тот же Сергей своей маме купил в подарок не мягкую игрушку — символ года по восточному календарю («бессмысленная трата денег: год полежала, а потом выкидывать»), — как в декабре 2010-го, а полезный во всех отношениях набор кастрюль. Крен в сторону более практичного распоряжения личными средствами демонстрируют все больше потребителей. Ежегодное исследование Ситибанка показывает, что наборы посуды и столовых приборов, сковородки, чашки, скатерти и прочие полезные вещи жители крупных городов преподносили нынче друг другу в качестве новогодних презентов на 26% чаще, чем на пороге 2011-го.

Российские потребители стали придерживаться осторожного подхода к совершению расходов, подтверждает Александр Дорофеев, руководитель Группы по оказанию услуг компаниям потребительского сектора компании «Делойт» в СНГ: «Это не значит, что люди боятся совершать покупки в принципе, ведь праздники отмечать хочется всем, да и многие считают, что их покупательная способность выросла. Однако потребители готовы скорректировать свое поведение в свете охватившего Европу кризиса и неясных перспектив российской экономики». Действительно, согласно результатам ежегодного опроса «Новогоднее настроение-2011», проводимого компанией «Делойт», 67% российских респондентов считают, что их покупательная способность в минувшем году возросла. Более того, 40% россиян ожидают, что она будет расти и дальше в наступившем году.

«Конец 2010-го с точки зрения продаж был ужасный — покупатель пошел лишь под самое 31 декабря, — вспоминает Елена Пугаченко, совладелица магазина «Презент» в центре Москвы. — В 2011 году и покупателей больше, и тратятся они щедрее: ежедневные продажи выросли где-то на 20% к декабрю 2010-го». При этом Елена подтверждает курс потребителей на рациональность: их магазин полностью отказался от сувенирного ассортимента, заменив его на салфетки, платки, сумочки, перчатки…

Писк моды

И все же покупатели стали внимательнее к ценникам: если в конце 2010-го стоимость подарка была относительно не важна для 41% респондентов, то в конце 2011-го таких уже 34%. По подсчетам «Делойт», полезные подарки вышли на первый план для 87% потребителей, тогда как год назад их было 75%. Ну а о предпраздничных подарочных предпочтениях россиян дает представление исследование Ситибанка. Продажи электроники и бытовой техники перед праздниками выросли на 30–50%, ювелирных украшений — на 30–40%, а товаров для детей — более чем на 20%. Причем, как уверяют социологи, дело тут не в инфляции. В большинстве магазинов продажи увеличились в товарном выражении.

Это подтверждают и данные самих торговых сетей. Скажем, по подсчетам компании «Евросеть», в декабре на российском рынке было продано около 5 млн мобильных телефонов — на четверть больше, чем год назад. Покупка в подарок всевозможных технических гаджетов стала своеобразным «писком» новогоднего шопинга, утверждает Евгения Надеждина: «Объяснить эту тенденцию очень просто. Я каждый день вижу в вузе студентов с планшетами. Причем материальный достаток этих студентов совершенно разный, но тем не менее все ходят с аналогичными «игрушками». Благодаря относительной дешевизне — 10–15 тыс. рублей — мода на них распространилась повсеместно».

Мода модой, но деньги в разных городах России тратят по-разному. Если в Москве предновогодние траты отличаются от повседневных на 21%, то в регионах, как показало исследование Ситибанка, горожане готовы потратить на праздник на 30% больше, чем в прочие месяцы. Самыми расточительными в новогодние дни были жители Петербурга: они потратили на 38% больше, чем обычно. Объясняя «географическую» разницу в тратах, социолог Надеждина предположила, что в «богатой» Москве уровень расходов остается высоким круглый год, вне зависимости от сезона. В других городах жизнь не такая благополучная, поэтому праздничные траты столь заметно отличаются от повседневных.

В абсолютных цифрах среднестатистический москвич потратил в декабре чуть больше 18 тыс. рублей, петербуржец — 16,4 тыс. рублей, а средние расходы одного жителя регионов достигли 11,5 тыс. рублей. А вот по половому признаку расходы почти не отличаются: и мужчины, и женщины увеличивали свои траты на 27–30%. Разве что холостяк оставил в магазинах в декабре 15,8 тыс. рублей, а человек, обремененный семьей, — без малого 18 тыс.

28-1.jpg

Лучше наличными

По-прежнему неохотно российские граждане тратят деньги на покупки в интернете. Две трети опрошенных компанией «Делойт» предпочитают совершать покупки в обычных магазинах. Если общий рост трат в декабре, по данным Ситибанка, составил 28%, то сетевые платежи подросли лишь на 17%. «Интернет-торговля даже в крупных городах, где проводились замеры, у нас не слишком развита, — говорит Евгения Надеждина. — В Москве, например, уже в 20-х числах декабря многие интернет-магазины прекращают принимать заказы, потому что не справляются с их наплывом». На Западе, утверждает эксперт, такое невозможно: там интернет-магазины планируют праздничный наплыв покупателей и стремятся не закрыться, а наоборот — обеспечить максимальные продажи в эти горячие денечки.


Всего российские граждане потратили в ходе новогоднего шопинга порядка $100 млрд, подсчитал Ситибанк


Траты по кредитным картам россиян в декабре не растут, как можно было бы предположить, а, наоборот, уменьшаются, чтобы достигнуть минимума в январе. Это объясняется и привычкой тратить наличные, ведь деньги в руках надежнее, говорит социолог. При этом к новогодним каникулам многие получают премии, отпускные или даже 13-е зарплаты, поэтому денег перед праздниками у людей больше. Всего российские граждане потратили в ходе новогоднего шопинга порядка $100 млрд, подсчитал Ситибанк.

Ну а как же угроза новой волны кризиса? Как считает Александр Дорофеев из «Делойт», россияне все меньше доверяют валютам и акциям. А вложение денег в подарки на этом фоне — совсем неплохой вариант. Дохода он, конечно, не принесет, зато память о новогоднем празднике останется.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.