Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Рок без гитар

04.09.2009 | Зенкина Марина | №30 от 31.08.09

В Москву приезжает группа Keane
У одной няньки. В Москву приезжает английская группа Keane, едва ли не самый известный представитель сентиментального стадионного рока. Как выглядит рок без гитар — интересовался The New Times

Долговязый вокалист заливается фальцетом, закатывает глаза, в исступлении катается по сцене, клавишник, стуча сразу по нескольким синтезаторам, выкидывает коленца, не вставая с места, подергиваясь в ритм барабанам, басист носится из угла в угол; мощным, как бьющий в глаза свет, шквалом со сцены несется музыкальная патока. «Наша музыка такая: как раз подходит для большой аудитории. Стадионный рок», — заявил в одном из первых крупных интервью вокалист группы Том Чаплин.

Уже тогда, в 2004 году, у Keane были все шансы потешить свои гигантоманские амбиции. Их дебютная пластинка Hopes And Fears стала бестселлером в Великобритании и обрела платиновый статус, вслед за нею — вторая и третья. Читатели британского таблоида Q (который и сам удостоил группу массой наград) назвали две первые пластинки Keane в числе лучших британских альбомов всех времен. Такой чести помимо них удостоились только The Beatles, Oasis и Radiohead. К тому же группа имела свой собственный козырь: в ее составе с момента обретения популярности не было гитариста, а центром звучания стали клавишные партии и все мыслимые синтезаторные эффекты.

Пай-мальчики
Тим Райс-Оксли (клавишник и автор музыки и текстов Keane), Том Чаплин (вокалист) и Ричард Хьюз (ударник) учились вместе в престижном кентском пансионе для мальчиков: твидовые свитера, белые рубашки, латынь и обязательные занятия спортом. Взять в руки музыкальные инструменты вместо мяча или клюшки — здесь это выглядело настоящим безумием. Впрочем, ангелоподобному, мечтательному Чаплину едва ли светила слава первого регбиста, так же, как и его закадычному другу — скромнику Райсу-Оксли. И дружили они не с увлеченными физическим соперничеством сверстниками, а с пожилой Черри Кин, которая присматривала за детьми в пансионе. Нянька Черри поддерживала мальчишескую страсть к музыке, за что и помянута в названии созданной ими группы.

Первый музыкальный проект Райса-Оксли назывался Lotus Eaters — это была кавер-группа, исполнявшая песни Beatles, U2 и Oasis. Чуть позже, отвергнув предложение Криса Мартина из восходившей тогда группы Coldplay и рекрутировав Чаплина, Райс-Оксли создал группу Keane почти в том виде, в каком мы ее знаем сейчас. И все бы хорошо, если бы не тень стремительно набиравшей популярность Coldplay, из которой Keane все время пытается выбраться. К выходу первого альбома Keane уже четко было ясно, что такое звук Coldplay (за которым подтянулись и другие успешные группы Travis и Starsailor): мягкая, мелодичная и одновременно неимоверно масштабная музыка, тонкая душевная организация, вывернутая наизнанку, — в общем, песни, от которых юным девам по статусу положено заходиться в истерике.

Впечатлительные девушки
Kean, в общем-то, нашли свое место на этой поляне. Их нежные песни о любви и дружбе, эдакая карманная философия отношений, в своей мелодической доходчивости более близки к композициям Travis, чем к Coldplay, c последними же их сближает любовь к драматическим клавишным партиям. Свой гитарный целибат, на котором до сих пор зиждется самобытность группы, Keane иногда все же нарушают: в некоторых песнях за гитару берется Чаплин, а в туры с ними ездит сессионный басист.

В начале последней пластинки Perfect Symmetry (2008) звучат ударные в стиле афро и мажорные, почти фанковые аккорды: так начинается песня Spiralling. Верные фанаты чешут затылок: лучшая песня альбома, взрывная, с прерывистым ритмом, совсем не похожа на классические вещи Keane, а скорее отсылает к электророку. Разноцветные майки с принтами, обтягивающие джинсы и кеды — так выглядят Keane на выступлениях своего нынешнего тура: косят под модников. Чаплин вроде как сбросил вес: мы помним, к чему в середине 2000-х привела этого скромника обрушившаяся на него слава — толстые щеки и реабилитационная клиника. И все же непонятно, какой результат дадут все эти потуги — поднимутся ли они на новую ступень или будут и дальше набивать руку на сочинении песен для впечатлительных девушек: все-таки это у них получалось лучше всего. А нежные чувства у девушек вряд ли переведутся.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.