Почему-то международные фестивали хватают именно такие фильмы, совершенно не заботясь о выполнении кинематографистами патриотических задач. Так же «подло», впрочем, они поступают не только с Россией, но и с другими странами, обладающими собственной гордостью. Например, в Каннах показали и наградили призом за режиссуру фильм филиппинца Брийянте Мендозы «Резня» с безжалостно простым сюжетом. Студент школы криминалистики, будущий полицейский, нуждается в деньгах для содержания молодой жены и младенца. Он подрабатывает, выбивая долги, и в один прекрасный день становится соучастником зверского убийства задолжавшей бандитам проститутки — с пытками, насилием и расчленением трупа, части которого палачи в знак устрашения разбрасывают по всему городу. А потом вместе со всеми идет в местную забегаловку и наслаждается аппетитным мясным блюдом. Парень именно что соучаствует: сам не насилует, не режет, работает на подхвате, когда надо подмыть и подчистить место преступления, упаковать и транспортировать расчлененку. Так сказать, проходит школу жизни, готовясь к доблестной карьере в правоохранительных органах.
Неудивительно, что среди простых филиппинских блогеров нашлись патриоты, недовольные «негативным образом» своей страны. Никаких подобных ужасов нет в фильмах российской «новой волны». В них никого не убивают, а если что-то такое и происходит, оно показано в гротескно-условном ключе, без натуралистических подробностей. Большинство фильмов молодых вообще рассказывает о неутоленной любви и попытках преодоления одиночества, а критически социальным в них является только фон. И самое большее, что можно им предъявить и вменить, — это матерная лексика и мрачная атмосфера провинциальной жизни. Ну уж извините!
Однако потенциальные цензоры, конечно, правы — как правы были их советские предшественники, запрещавшие и резавшие фильмы Киры Муратовой, Марка Осепьяна, Андрея Кончаловского и даже Никиты Михалкова («Родня»). Ибо они прекрасно понимали, что, как выразился один из цензоров, «фиалки пахнут не тем». Режиссер «Бубна, барабана» Алексей Мизгирев снял до этого фильм «Кремень», герой которого, как и филиппинской картины, — начинающий милиционер. И хотя лично он криминальных действий не совершает, но «школу жизни» у более опытных коллег проходит тоже весьма внушительную, а система тотальной коррупции в Москве вырисовывается не менее явно, чем в Маниле. Радостно сознавать, что мы не одиноки в этом мире, что существуют места, где даже еще хуже, чем у нас. А пока бдительные думцы не перекрыли кислород (и денежные потоки) «новой волне», можно даже погордиться тем, что в России появляются фильмы, которые не стыдно показать на фестивалях рядом с британскими или румынскими.
На главной странице кадр из фильма "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева