#Родное

Большая перемена

24.01.2012 | Ухов Владимир | № 01-02 (230) от 23 января 2012 года

Аппаратчики готовятся к рокировке внутри тандема

18-1.jpg

Большая перемена. Кадровые перестановки последних дней — подготовка Владимиром Путиным аппаратного интерьера Кремля к собственному воцарению в Сенатском корпусе в мае этого года. И одновременно — подготовка тем же Путиным правительственного кадрового ландшафта к приходу в Белый дом Дмитрия Медведева. Национальный лидер осознает, насколько непростой может оказаться президентская кампания, а потому предпочитает расставить фишки заранее. The New Times следит за тем, как главные аппараты страны готовятся к пересадке членов тандема

Назначение Сергея Иванова на пост главы кремлевской администрации выглядит по-путински неожиданным, но при этом логичным. Уникальный руководитель, который провалил одно за другим все поручения Владимира Путина: от перевооружения армии до реанимации ГЛОНАСС. Уникальный вице-премьер, который легко, без борьбы «сдал» Минобороны основные полномочия подотчетной ему военно-промышленной комиссии. Несостоявшийся преемник Путина, комфортный местоблюститель, от которого будущему главе государства не придется ждать ни креативных идей, ни неприятных сюрпризов. «Человек очень милый, импозантный, — говорит об Иванове хорошо знающий его правительственный чиновник, — но без свойств: у него нет ни амбиций, ни собственных «завязок» в бизнесе, ни собственной команды». Впрочем, именно с Ивановым связывают свои карьерные ожидания представители одной из кремлевских «башен», а именно замглавы администрации Алексей Громов и его подчиненные из президентского управления пресс-службы и информации. В управлении поговаривают, будто Иванов уже обещал Громову сохранить кресла ему и его команде, традиционно противостоявшей аппаратному клану Владислава Суркова. Иное дело — пресс-секретарь уходящего главы государства Наталья Тимакова, давно перессорившаяся не только с Сурковым, но и с Громовым. Как уверяют ее коллеги, именно она лоббирует проект Общественного телевидения, о котором Медведев упомянул в своем послании к парламенту. Проект будто бы планируется развивать на площадке телеканала «Россия 1», и его главой Тимакова, по слухам, видит лично себя. Понятно, что генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву, а тем более возглавляющему «Россию 1» Антону Златопольскому это не нравится и, по свидетельству знакомых с ситуацией чиновников, оба сопротивляются проекту ОТ изо всех сил.

Новый идеолог

Первый заместитель Иванова Вячеслав Володин — полная противоположность своему новому начальнику. Долгие годы он воспринимался как амбициозный парламентарий, близкий к Суркову. Однако полтора года назад Володин ловко воспользовался аппаратным отдалением Суркова от Путина и сумел переиграть бывшего патрона в борьбе за влияние на «Единую Россию» и ее лидера. Володин — успешный бизнесмен, весьма заметная фигура в бурно растущей масложировой отрасли российского агросектора и одновременно глава клана напористых поволжских лоббистов, ногой открывающий двери в Минфине и Минэкономразвития.

Он уже успел продвинуть своего ставленника — известного политолога Дмитрия Бадовского на пост замначальника президентского управления по внутренней политике. Знакомые с ситуацией сотрудники администрации уверены, что и начальник этого управления, ближайший соратник Суркова Константин Костин, имеет немного шансов удержаться в седле. Ничего доброго от нового начальства не ждут и другие ключевые медведевские креатуры: помощник президента Аркадий Дворкович, сокурсник Медведева и глава контрольного управления Константин Чуйченко, а также Сергей Дубик, начальник управления по вопросам государственной службы и кадров.


Вторая волна кризиса близится, и именно полиция в случае чего должна будет противостоять массовым протестам. Лучше, если в этой ситуации ее «лицом» окажется не антигерой блогосферы, а новый министр с репутацией либерала


Замена силовиков

Перемены, несомненно, ожидают и блок силовых ведомств. Густые облака неприятных слухов окутывают глав МВД и МЧС Рашида Нургалиева и Сергея Шойгу, а также генпрокурора Юрия Чайку. «Нургалиев для Путина хорош, но у него нет репутации, — признает близкий к министру сотрудник полицейского ведомства. — И хотя Владимир Владимирович в свое время не позволил Медведеву его снять (это выглядело бы как уступка взвинченной общественности), но вторая волна кризиса близится, и именно полиция в случае чего должна будет противостоять массовым протестам. Лучше, если в этой ситуации ее «лицом» окажется не антигерой блогосферы, а новый министр с репутацией либерала». На понижение акций Нургалиева, как считают его коллеги, работают и непрерывные трения между двумя основными кланами в центральном аппарате МВД: выходцами из Омской области во главе с заместителями министра Александром Смирным и Игорем Алешиным и «татарстанцами», среди которых тон задают начальник главного управления по обеспечению охраны общественного порядка Юрий Демидов и глава организационно-аналитического департамента Артем Хохорин. Ставленники президента Медведева — заместители министра Валерий Кожокарь, Сергей Булавин и Сергей Герасимов, а также начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Денис Сугробов — волей-неволей втягиваются в эти интриги. Знакомый с ситуацией чиновник кремлевского аппарата, впрочем, уверен, что «медведевских» Путин не тронет, ибо никакой оппозиции ни действующему министру, ни его преемнику они не представляют и представлять не будут, а лишний раз обижать младшего партнера Владимир Владимирович не станет. Тем более по закону кандидатуру начальника следственного департамента МВД (а именно эту должность занимает замминистра Кожокарь) предлагает на утверждение президенту не министр внутренних дел, а глава правительства. Если Медведев вернется в Белый дом, его однокурсник может быть спокоен за свое кресло, полагает сотрудник администрации. В судебной же системе, уверен кремлевский чиновник, перемен не будет до августа 2013 года, когда Вячеслав Лебедев, отпраздновав 70-летие, по закону должен будет покинуть кресло главы Верховного суда. Тогда на этом посту может по воле Путина появиться сильный человек, способный положить предел агрессивной экспансии Высшего арбитражного суда, возглавляемого еще одним однокурсником Медведева Антоном Ивановым, в сферу компетенции судов общей юрисдикции.

18-3.jpg

Что касается Сергея Шойгу, то, по прогнозу чиновника, он может быть с почетом препровожден в структуры формируемого Евразийского союза, где возглавит наднациональные силы по поддержанию общественного порядка и борьбе с последствиями стихийных бедствий и техногенных аварий.

Третий подчиненный Медведева, чьи акции явно идут вниз, — генеральный прокурор. В мае этого года Чайка достигнет пенсионного возраста, напоминает сотрудник администрации. Решение об экстрадиции в Россию экс-первого зампрокурора Подмосковья Александра Игнатенко, вероятно, поставит на карьере Юрия Яковлевича крест, ибо Игнатенко, спасая себя, непременно расскажет следователям все о цепочке крышевания подмосковных казино, да и не только об этом.

18-2.jpg

Претендентов на позиции глав МВД, МЧС и Генпрокуратуры очень много, подчеркивает инсайдер: «Однако, кажется, только Шойгу получит привилегированную возможность передать бразды правления в своей епархии человеку из своей команды».

Казус Суркова

Этой привилегии удостоился, например, экс-вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Новый глава Минфина Антон Силуанов, утверждают сотрудники ведомства, ни шагу не делает без консультаций со своим бывшим боссом. Кудрина часто видят в здании Минфина, к Силуанову он заходит без доклада. На Ильинке убеждены, что формальная опала Кудрина — дело сугубо временное.

Тем обиднее на этом фоне выглядит новое назначение Владислава Суркова. Как вице-премьер он получил в свое ведение лишь социальную сферу, образование и науку. Хотя в Кремле, помимо политической сферы, курировал и документооборот, наступая на пятки формальному хозяину этой аппаратной сферы — замглавы кремлевского аппарата Александру Беглову. Но главой аппарата правительства в ранге министра назначен внук первого секретаря ЦК Компартии советской Эстонии Антон Вайно — ставленник «энергетического» вице-премьера Игоря Сечина.

Достаточно эфемерными выглядят и полномочия Дмитрия Рогозина, сделавшегося заместителем премьера по оборонно-промышленному комплексу. «Это предвыборное назначение, — констатирует осведомленный сотрудник аппарата правительства, — пропутинский «ястреб» Рогозин явно нравится электорату. Судьбы ОПК решают, с одной стороны, министр обороны Сердюков, с другой — глава госкорпорации «Ростехнологии» Чемезов и его люди. Левый переговорщик из правительства им не нужен. Если Дмитрий Олегович этого не понимает, он в своем кресле долго не усидит».

Непростыми выглядят перспективы ряда еще недавно влиятельных министров. Например, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова утрачивает поддержку своего статусного супруга: Виктор Христенко из кабинета в Минпромторге перемещается в «евразийские» структуры. Его преемником, вероятно, станет замминистра Денис Мантуров — ставленник неформального «министра оборонной промышленности» Сергея Чемезова. Голикова же, давно вошедшая в аппаратный клинч с Министерством финансов, рискует либо потерять свой пост, либо согласиться на разделение вверенного ей министерства на «социальное» и «медицинское» ведомства. Сомнительно, правда, что кандидатуры сменщика (или сменщиков) Татьяны Алексеевны будет определять ее формальный куратор — вице-премьер Сурков: эта сфера ему чужда.


Сделавшись премьером, Дмитрий Медведев с выводком своих однокурсников едва поспеет к шапочному разбору. Основные позиции здесь уже «держат» люди Путина


Врио как карма

Иное дело — образование и культура. В правительстве активно обсуждается идея о разделении Минобрнауки на два ведомства: образовательное и научное. На пост руководителя российской образовательной системы наряду с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым (вечным соискателем этой должности) и руководителем Рособрнадзора Любовью Глебовой претендует близкий к Суркову ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов. «Инновационным» министром якобы желает стать еще один приближенный Владислава Юрьевича — глава Российской венчурной компании Игорь Агамирзян. Скандальному министру Андрею Фурсенко чиновная молва сулит всего лишь скромную должность замгендиректора госкорпорации «Роснано». На освобождаемый Александром Авдеевым пост министра культуры претендует опять-таки нечуждый Суркову замминистра Григорий Ивлиев. Таким образом, сделавшись премьером, Дмитрий Медведев с выводком своих однокурсников едва поспеет к шапочному разбору. Основные позиции здесь уже «держат» люди Путина. Не обладая контролем над Минфином и аппаратом правительства, новому премьеру будет сложно конкурировать с путинскими креатурами за бюджетоемкие позиции в отраслевых ведомствах и госкорпорациях. В сущности, на кону только позиция главы Минэкономразвития, которая с определенными оговорками может достаться помощнику президента Аркадию Дворковичу. Если только премьер Медведев не окажется таким же врио, каким он выглядит на посту президента.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.