21-1.jpg

Владимир Путин должен победить в первом туре — такая задача стоит перед его штабом. Отсюда и отставки, которые проводит новый главный кремлевский идеолог Вячеслав Володин и которые будут продолжаться вплоть до инаугурации

18 января Кремлю пришлось опровергать слухи об увольнении свердловского губернатора Александра Мишарина. «Вопрос о его отставке не ставится», — заверила журналистов пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Она, впрочем, несколько лукавила: Мишарин, как и целый ряд его коллег, в течение года обязательно лишится своего поста. Вячеслав Володин, сменивший Владислава Суркова, собирается обновить губернаторский корпус до вступления в силу закона о возврате прямых выборов глав регионов.

Жертвы 4 декабря

После подведения итогов парламентской кампании уже три губернатора лишились своих должностей. Первым по собственному желанию ушел глава Вологодской области Вячеслав Позгалев, перебравшийся в Госдуму. Спустя месяц своих кресел лишились губернаторы Архангельской и Волгоградской областей — Илья Михальчук и Анатолий Бровко. Всех отставников объединяет то, что их регионы дали партии власти не более 35% голосов.


Слишком большое впечатление произвел на национального лидера черенок, вставленный в задний проход Муамару Каддафи, и первостепенная задача, чтобы Путину вставили что-то другое


И хотя 17 января источник РИА «Новости» в Кремле пообещал, что массовых увольнений губернаторов до президентских выборов ждать не стоит, он уточнил: «Два-три кадровых решения не исключены». Кресла качаются под руководителями Владимирской, Калининградской, Мурманской областей — там «Единая Россия» недотянула до 40%. В отставку может быть отправлен глава Саратовской области Павел Ипатов, что, впрочем, будет связано не с партийными показателями, а с его давним конфликтом с Володиным. Наконец, вскоре после мартовских выборов, как утверждают собеседники The New Times в «Единой России», может быть уволен и кандидат в президенты иркутский губернатор Дмитрий Мезенцев. Изначально по задумке Кремля его роль технического кандидата в президенты должен был выполнить именно Александр Мишарин. Переигрывать ситуацию пришлось в последний момент из-за ДТП, в которое за несколько дней до думских выборов угодил глава Свердловской области.

Синдром-96

Задача Мезенцева — набрать 1–2% по итогам 4 марта и придать процедуре видимость легитимности. Хотя даже собрать подписи без скандала губернатор не смог: журналисты накрыли сотрудников его штаба во время операции с фальшивыми подписями в аудиториях Московского института инженеров транспорта. Аккуратнее с этой задачей справился другой, тоже технический, как уверены многие, соперник Путина, миллиардер Михаил Прохоров, рассчитывающий получить не менее 10% голосов по итогам мартовского голосования. Возможно, промежуточному успеху Прохорова способствовало то, что реальным руководителем его кампании, как утверждают сразу несколько источников The New Times, стал вовсе не тележурналист Антон Красовский, а бывший министр печати, а потом советник президента Медведева Михаил Лесин, попавший в опалу еще в 2009 году, а ныне, судачат, получивший шанс вновь доказать свою нужность Кремлю. В штабе Прохорова эту информацию комментировать The New Times отказались.

В конечном же итоге и Прохоров, и Мезенцев должны помочь штабу Владимира Путина в решении простой задачи: избрать его в первом туре. Этим обусловлены и последние назначения: так, вместо снятого Бровко руководить Волгоградской областью поставили бывшего мэра Астрахани Сергея Боженова. После 4 декабря большая часть претензий «Справедливой России» была к подсчету голосов именно в этом городе, где, как и в Петербурге, партийные наблюдатели зафиксировали рекордное число нарушений. Теперь Боженову предстоит обеспечить «правильное» голосование на уровне уже целого региона, и как заявил глава путинского штаба Станислав Говорухин, победы в первом туре удастся достичь: «Думаю, так и случится. Это свидетельствовало бы о большем доверии народа».

Пока с доверием получается не очень: 12 января начал свою работу официальный сайт кандидата в президенты Владимира Путина, и самым популярным предложением ему стало — снять свою кандидатуру и уйти в отставку. Модераторам пришлось изрядно попотеть, удаляя нелицеприятные записи. Социологи же, хоть и прогнозируют премьеру итоговый успех, предупреждают об опасностях. «Надо избежать проблемы 1996 года, когда победа есть, а радости от нее нет», — заявил 17 января на заседании Общероссийского народного фронта директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Фронтовики обсуждали стратегию поведения Путина в ближайшие месяцы и всячески убеждали сами себя в том, что победа премьера по итогам 4 марта — дело решенное. Как заявил Иосиф Дискин: «Его победа в первом туре практически неизбежна». Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, подготовил даже целый доклад, обосновывающий победу Путина именно в первом туре, и считает, что ее признает даже оппозиция, при условии, что выборы пройдут честно. Все тот же Федоров оптимистично заметил, что после декабрьского падения рейтинга премьера до 42% после Нового года ВЦИОМ зафиксировал его рост до 48%**20 января ВЦИОМ сообщил, что рейтинг премьера вырос до 52%.. Накануне Путин выпустил статью в газете «Известия», в которой пообещал обеспечить стране «стабильное развитие. Причем такое, которое не имеет ничего общего с застоем». Слово «застой» Путин, которого все чаще сравнивают с Брежневым, употребил в тексте аж три раза и несколько раз подчеркнул необходимость заботиться о среднем классе, молодых людях, «которые могут выбирать политику». Необходимость апеллировать именно к этой аудитории подчеркивают и все сотрудники его штаба. «Кому нужен новый Путин? — задается вопросом Валерий Федоров. — 4 марта 25% респондентов будут голосовать принципиально против Путина, с ними бессмысленно коммуницировать. Как и с теми 48%, которые уже точно будут голосовать за него**Лев Гудков из «Левада-Центра» приводит менее оптимистичные для Путина цифры: готовы голосовать за его кандидатуру 41–42%, точно против — 36%.. Но еще 16% респондентов — это те, кто сделает выбор по обстоятельствам, и есть еще 11% неопределившихся — именно с ними должен вести диалог премьер. В Москве и Петербурге таких людей в сумме до 36%, это образованная молодежь, и им в первую очередь должна быть адресована путинская программа». Следующую свою статью Путин, как стало известно после его встречи с главными редакторами, опубликует в ближайшие дни в «Ведомостях», всего же, по словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, кандидат в президенты подготовил целую серию материалов, которые будут выходить в СМИ вплоть до 4 марта.

Флер либерализации

Повлиять на сомневающуюся аудиторию будут пытаться не только статьями. Для начала от кампании Путина полностью устранили «Единую Россию». Премьер опирается лишь на Общероссийский народный фронт — именно через его ячейки на местах штаб Путина намерен мобилизовать электорат в регионах. На сайте кандидата нет даже логотипа партии, лидером которой он является. «Во-первых, «Единая Россия» наделала много ошибок, — объяснил ситуацию Говорухин. — Во-вторых, партия — это небольшой слой общества, а Народный фронт — это вся страна». Упрощает работу то, что на 4 марта не намечено ни одних крупных региональных выборов, а муниципальные ЕР решила проигнорировать. Так, в Москве, например, партия впервые отказалась от выдвижения своего списка, и единороссы баллотируются в муниципальные собрания как самовыдвиженцы. По задумке Кремля помочь должны и новости о продолжающейся политической реформе. В течение февраля Дума примет законопроекты, облегчающие регистрацию партий, и приступит к рассмотрению тех, которые возвращают прямые выборы губернаторов. По замыслу кремлевских идеологов это должно убедить недовольных, что власть прислушивается к их требованиям, а потому не стоит дальше выходить на улицы. Поддерживать политическую реформу приходится теперь даже тем, кто еще пару месяцев назад уверенно выступал за сохранение статус-кво. Так, ивановский губернатор Михаил Мень в октябре 2011 года на вопрос о возврате выборов губернаторов отвечал The New Times: «Не на этом этапе истории»**Подробнее — в The New Times № 32 от 3 октября 2011 г.. После внесения в Думу нового законопроекта губернатор кардинально изменил точку зрения: «Время для принятия подобного закона пришло. Ни для кого не секрет, что многие руководители регионов вели себя, как удельные князья. На сегодняшний день общество созрело для более активного участия в формировании органов власти». То есть для созревания обществу потребовалось всего три месяца. «Все эти шаги — попытки легитимизировать выборы 4 марта, — уверен политолог Станислав Белковский. — Власти важно, чтобы масса, вышедшая на улицы, согласилась с легитимностью думских и президентских выборов, чтобы Путин мог досидеть до 2018 года, в обмен на реформы. Слишком большое впечатление произвел на национального лидера черенок, вставленный в задний проход Муамару Каддафи, и первостепенная задача, чтобы Путину вставили что-то другое».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.