#Родное

Лига неравнодушных

2012.01.20 |

Бешлей Ольга

26-1.jpg

18 января в пресс-центре РИА «Новости» группа известных «неполитиков» объявила о создании Лиги избирателей

Лига неравнодушных. 18 января группа уважаемых и политически неангажированных людей объявила о создании Лиги избирателей. Владимир Путин незамедлительно отреагировал на новую угрозу: «Мы готовы, и я лично готов, и мои коллеги готовы. Встретиться и поговорить». Даже Первый канал дал в новостях сюжет о лиге. Как и кто будет контролировать честность подсчета голосов 4 марта — узнавал The New Times

«Эта идея носилась в воздухе, созрело новое общественное настроение, желание людей голосовать сознательно, знать, куда потом девался твой голос, понимать, что стране нужна политическая конкуренция, равные возможности для кандидатов. Собственно, это подразумевается под понятием «права избирателей». Их и собирается отстаивать лига», — заявил Леонид Парфенов. Маленький зал пресс-центра был битком набит журналистами. За круглым столом собрались писатель Людмила Улицкая, журналист Ольга Романова, блогеры Рустем Адагамов (drugoi) и Илья Варламов, продюсер Георгий Васильев, политолог Дмитрий Орешкин, телеведущая Татьяна Лазарева, врач Елизавета Глинка (доктор Лиза). Певец Юрий Шевчук присоединился к собравшимся по видеосвязи из Петербурга.

Ноев ковчег?

Лига, по сути, вышла из инициативной группы, сформированной во время декабрьского протеста, куда входили не только гражданские активисты и мастера культуры, но и националисты, и представители различных политических групп — вроде лидера Левого фронта Сергея Удальцова и справедливоросса Ильи Пономарева. Теперь часть группы ушла в лигу. «Есть большой слой людей, которые хотели бы принимать участие в митинге и организации, но как черт ладана боятся любых связей с политиками. Именно они и создают лигу. Она будет организационным центром протестного движения», — сказал Илья Пономарев The New Times.

«Здесь собрались люди, которые не имеют политических амбиций — это самое главное, — подтвердил слова Пономарева Юрий Шевчук. — У меня есть любимая поговорка: «Титаник» придумали профессионалы, а Ноев ковчег построил дилетант. Вот здесь собрались любители». «Да, всякой твари по паре, — улыбнулся Парфенов. — Аудитория у нас очень разная. И это плюс движения».

Задачи лиги просты: контроль за честностью выборов, привлечение к ответственности членов избиркомов, развитие успеха декабрьских митингов, мобилизация общественных и финансовых ресурсов для развития движения. Что касается контроля за выборами, то лига собирается привлечь как можно больше наблюдателей в уже существующие проекты, такие как «Голос» и «Гражданин наблюдатель». В пункте «митинги» помимо участия в организации массовых шествий в Москве и других городах 4 февраля планируются массовая конференция наблюдателей накануне президентских выборов и регулярные собрания рабочих групп за пределами интернета.

Официально регистрироваться организация пока не будет — это занимает много времени, а президентские выборы совсем скоро. Поэтому финансирование участники предложили организовать через частные счета и благотворительные фонды.

Наблюдатели

На сайте Лиги избирателей в разделе «Как помочь» пока только одна запись: через Яндекс-кошелек организован сбор средств в поддержку «Гражданина наблюдателя», движения, которое лига рассматривает в качестве одного из основных партнеров на предстоящих выборах. Эта организация сформировалась в прошлом году из простых граждан, задолго до начала уличных протестов, без поддержки политиков и известных людей и даже без финансирования. И показала блестящую работу на выборах 4 декабря. «Нам тогда удалось закрыть наблюдателями 155 участков — это 5% участков по Москве, — рассказывает Инна Куртюкова, неформальный лидер общественного объединения «Гражданин наблюдатель». — В итоге мы получили на руки 131 протокол — по 21 участку цифры не совпадают с ЦИКовскими. Зафиксировано огромное количество нарушений. Так как среди наших наблюдателей были юристы, организовали и жалобы в суды. По ним сейчас ведется работа. Наша цель на президентских выборах — закрыть наблюдателями всю Москву. Для этого нужно 10 тыс. человек. Сейчас у нас есть 1,5 тыс.».

Весь путь от гражданина к наблюдателю выглядит следующим образом. Записаться в проект можно, заполнив электронную форму на сайте. С заявителем связывается сотрудник группы набора кадров и сообщает, когда и куда можно прийти на занятия. Само обучение состоит из двух частей — теоретической и практической. Каждая занимает 4 часа. На теоретической части лекторы (волонтеры, имеющие лекторский опыт работы, изучившие избирательное законодательство и прошедшие тест в группе, отвечающей за обучение) рассказывают об основах избирательного законодательства, правах и обязанностях наблюдателя. Перед парламентскими выборами одним из лекторов был человек, работающий в территориальной избирательной комиссии, — Илья Мищенко. Он делился своим опытом по классификации нарушений. Практическая часть — деловая игра на стрессоустойчивость. Преподаватели проигрывают с будущими наблюдателями различные варианты нарушений: вас не пускают к урнам, не дают снимать и т.д.

«Мы планируем привлечь на лекции спортивных психологов. Мы же думали, что фальсифицировать будут интеллигентно, а на практике людей и по лицу били, и материли, и полицией устраняли. Наблюдатели наши терялись, забывали номера законов и не всегда могли дать достойный отпор. Теперь будем и этому учить», — говорит Куртюкова.

Во время выборов процесс наблюдения организован так: бригадиры по районам распределяют людей на участки, в штабе остаются юристы и те, кто готов работать на телефонах. Как только наблюдатель фиксирует нарушение, он звонит в штаб, и его сообщение тут же заносят в электронную таблицу. Если нарушение грубое — например, наблюдателя пытаются отстранить, — на место выезжает мобильная группа: водитель, юрист (волонтер, имеющий юридическое образование) и привлеченный журналист.

Есть большой слой людей, которые как черт ладана боятся любых связей с политическими организациями. Именно они и создают лигу, которая станет организационным центром протестного движения

После выборов на рабочую почту организации наблюдатели присылают все собранные ими материалы — сканы копий протоколов, видео- и аудиозаписи. Далее ими занимаются юристы-добровольцы — помогают всем желающим оформить и подать жалобы в суды.

Сейчас в штабе на постоянной основе бесплатно работают более 20 человек.

Структура штаба: группа кадров, группа переговоров (общается с партиями и кандидатами в президенты о предоставлении мандатов на наблюдение), группа IT (обеспечивает функционирование сайта и электронной почты), медиагруппа (сейчас создает интернет-площадку — смесь сайта, форума и социальной сети — для удобства общения и координации наблюдателей и штаба), финансовая группа (ведет Яндекс-кошелек, на который собираются пожертвования), группы обучения, аналитическая и координационная. Научным консультантом «Гражданина наблюдателя» является политолог Дмитрий Орешкин. Ассоциация «Голос» помогает с методическим материалом, все лекции основаны на их базе. «Как видите, проект очень структурирован. И все это делают волонтеры. Наших личных средств на все, конечно, не хватает, поэтому и завели Яндекс-кошелек: нужно более 300 тыс. рублей на создание интернет-площадки (хостинг дорогой) и около 150 тыс. — на издание книги, где будет в форме историй интересно и литературно описан опыт наших наблюдателей на парламентских выборах. Книжку хотим издать в феврале, чтобы привлечь внимание людей к выборам и наблюдательской деятельности», — говорит Куртюкова.

После выборов

Корреспондент The New Times побеседовал с юристами «Гражданина наблюдателя». «Фактически выигрышных дел у нас ноль, — констатировал на собрании юристов проекта координатор Даниил Лапин. — Но я прошу не расстраиваться. Все мы понимаем, как работают наши суды и прокуроры. Но Следственный комитет уже начинает идти навстречу. Будем надеяться, что после митинга 4 февраля и судьи проснутся».

Пока от наблюдателей проекта до судов дошло всего 15 дел. Но молодые люди не унывают: «Надо действовать, несмотря на неудачи, — говорит юрист, бывший сотрудник ЦИК Евгений Калинин. — А то придет потом президент, например, Навальный, и скажет генпрокурору: «Поднимите все отказные по выборам, будем смотреть и возбуждать дела». Открывают архивы — а там вот, пожалуйста, наша работа».

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share