#Главное

#Суд и тюрьма

Долгое эхо войны

24.08.2009 | Мастеров Валерий | №29 от 24.08.09

Польша не может простить советско-германского сговора 1939 года

1 сентября, в день начала Второй мировой войны, в Польшу приедет премьер Владимир Путин.
«Предусмот­рено участие Путина в международных мероприятиях в Гданьске, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны», — сообщила его пресс-служба. Поляки восприняли это известие весьма неоднозначно. Согласно опросу еженедельника «Ньюсуик-Польска», каждый третий поляк считает, что премьеру России вообще нечего делать в Гданьске. 20,7% опрошенных утверждают, что само его присутствие будет красноречивым жестом. Еще примерно столько же ожидают от Путина заявления о рассекречивании всех документов о расстрелах в Катыни, а 13,1% хотят услышать извинения за советское нападение 17 сентября 1939 года


В Польше к этой дате готовились заранее. В Варшаве прошла международная научная конференция «Генезис Второй мировой войны. Историография, новые исследования — новые взгляды». Конференция, созванная министерствами иностранных дел России, Польши и Германии, стремилась хоть в какой-то мере сформулировать «совместную версию истории». Пока получается плохо. Для поляков пакт Молотова—Риббентропа по-прежнему является символом четвертого раздела Польши. В Финляндии, по словам дипломата Марку Реима, этот документ рассматривают как «рукопожатие двух дьяволов». Не меньше дискуссий и по другому принципиальному вопросу: кто хотел войны и кто главный виновник ее развязывания? Польский президент Лех Качиньский, например, считает Советский Союз тем государством, которое «очень существенным образом содействовало началу войны».

Боль

Независимая неправительственная организация «Центр «Карта», которая занимается документированием и распространением современной истории Польши и Восточной Европы, готовит к годовщине пакта Молото­ва—Риббентропа инсталляцию на площади Пил­­­судского в Варшаве. «Вместе с Институтом национальной памяти центр собрал все известные свидетельства о жертвах репрессий во время двух оккупаций — немецкой и советской», — рассказывает руководитель центра Збигнев Глюза. «Инсталляция на площади, — говорит он, — призвана стать памятником всем категориям репрессированных — тем, кто был депортирован, переселен, расстрелян, угнан на принудительные работы, насильно включен в состав иностранной армии… Отдельным будет раздел, посвященный катынскому прес­туплению. Все это будет называться «Каждый из 12 миллионов». Столько, мы считаем, было жертв обоих тоталитаризмов — миллион репрессированных советской стороной и 11 млн — немецкой. Нас уже обвинили, что мы готовим провокацию к приезду Путина. Но это не акт обвинения, а воздание почестей всем пострадавшим от репрессий. Мы не осуждаем наших соседей, а хотим только поклониться покалеченному поколению». В результате совместной работы с российским «Мемориалом» вышло 26 томов указателей имен репрессированных, многие из них на русском языке: они были переданы польско-российской «Группе по сложным вопросам».* * Эта группа была создана несколько лет назад, и после 3-летнего перерыва возобновила свою работу в январе 2008 года. В конце мая 2009 года прошло третье заседание этой группы, следующее предполагается провести осенью в Москве. Сопредседатели группы — ректор МГИМО Анатолий Торкунов и бывший министр ино­ст­ран­­­ных дел Польши Адам Ротфельд.

Обиды

Невероятно острую реакцию в Польше выз­вал сюжет «Пакт Молотова—Риббентропа. Рассекреченные материалы», который демонстрировался 21 июня 2009 года по телеканалу «Россия». В программе «Вести недели» Польша предстала косвенным виновником развязывания мировой войны. В качестве доказательства приводилась подписанная 26 января 1934 года польско-германская «декларация о неприменении силы», а как иллюстрация — портрет фюрера в рабочем кабинете тогдашнего министра иностранных дел Польши Юзефа Бека. В этом же сюжете историк и член президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории Наталья Нарочницкая заявила: «Сферой влияния Советского Союза стали территории, которые еще 20 лет до этого были территориями Российской империи. И та часть Белоруссии и Украины, которую почему-то Пилсудский и сегодняшние поляки называют Восточной Польшей, вообще-то была частью Российской империи и была захвачена Польшей, которая совершила раздел Украины и Белоруссии в начале 20-х годов». Официальная Варшава в своем ответе ограничилась документом, который называется «Реакция Посольства Республики Польша в Москве». В нем отмечено, что материал российского телеканала «без сомнения является ярким примером фальсификации истории», содержит «поверхностные и лживые утверждения», а также выражена надежда, что заявленные последующие работы к 70-летию начала Второй мировой войны будут «лишены утверждений, искажающих историческую правду и оскорбительных для чувств польского народа».

Следствия

То, что события 1939 года отнюдь не стали историей, — очевидно. Три года назад нынешний министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, а тогда — глава военного ведомства, сравнил российско-германский проект «Северный поток» с пактом Молотова—Риббентропа. Этого было достаточно, чтобы поляки отвергли даже саму мысль о строительстве газопровода по дну Балтики. Со дня подписания в Москве Договора о ненападении между Советским Союзом и Германией прошло 70 лет, но до сих пор в каждом поляке на генетическом уровне сидит страх, что его страна вновь окажется «между двумя чудовищами». Даже если речь идет не о военной, а об экономической экспансии. «Премьер Путин, который считает, что распад СССР был самой большой геополитической трагедией ХХ века, не хочет признать бандитский характер пакта. Я его понимаю. Тогда он подорвал бы всю официальную российскую историографию второй половины ХХ века, кремлевское толкование «правомочности» захватнической послевоенной советской имперской политики», — написал недавно известный публицист Леопольд Унгер в «Газете выборчей».


Офицеров, расстрелянных в 1940 году, поляки знают поименно, несмотря на то,
что советские документы о Катыни все еще числятся секретными

ФОТО ПИРОГОВ ЮРИЙ/PHOTOEXPRESS.RU


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.