#Деньги

#Суд и тюрьма

Автомобиль в роли паровоза

23.08.2009 | Грозовский Борис , Астахова Анастасия (Opec.ru) | №29 от 24.08.09

Экономика ряда стран начала расти. Надолго ли?

Авто устремились в рост. Экономика ряда стран начала оживать. Помогло государство: банки подлечили балансы за счет дешевых госкредитов, а потребители стали покупать автомобили, что потянуло за собой и другие отрасли. Надолго ли этот рост — выяснял The New Times



Рецессия в США уже закончилась, объявила 17 августа старший инвестиционный стратег Goldman Sachs Эбби Джозеф Коэн, предсказав 10–15-процентный рост важнейшего американского фондового индекса S&P 500. Скептики по этому поводу предложили не спешить радоваться. Полутора годами раньше, 17 марта 2008-го, Goldman Sachs отстранил Коэн от прогнозирования динамики фондового рынка, понизив ее в должности с главного до старшего инвестиционного стратега. Тогда Коэн была одним из наиболее агрессивных «быков» среди аналитиков, еще в начале 2008 года она храбро предсказывала, что S&P 500 к концу года вырастет на треть. Что было в реаль­ности — хорошо известно. Впрочем, продуцирование хороших новостей — одна из главных задач инвестбанков: им нужно, чтобы как можно больше инвесторов поверили, что все неприятности позади.

Конец рецессии?

Наиболее убедительным во II квартале оказался рост экономики там, где все уже давно отвыкли его искать, — в Японии (на 0,9%). Возможно, продолжавшаяся там пять кварталов рецессия закончена. Но быстрый рост — явление временное. В основном помогло увеличение спроса на японскую продукцию (авто и хай-тек) в Китае: экспорт из Страны восходящего солнца вырос на 6,6%. Проявился и эффект мощного наращивания бюджетных расходов: госинвестиции выросли на 8,1%. А вот потребительские расходы увеличились всего лишь на 0,8%: внутреннее потребление все еще крайне слабо, а оно составляет 70% экономики. «Мы сомневаемся в продолжительности этого подъема, — цитирует Bloomberg экономиста Morgan Stanley Роберта Фельдмана. — Спрос слишком слаб для того, чтобы поддерживать такой рост». Поэтому японские компании вроде NEC Electronics и Nikon продолжают резать издержки и сокращать персонал. Кстати, инвестиции самих частных компаний, в отличие от государственных, снижаются.
Как только закончится бюджетное стимулирование, рост прекратится, отмечает Сейи Сираси, экономист HSBC. А бесконечно поддерживать бюджетные расходы на нынешнем уровне Япония не сможет: госдолг и так превышает ВВП почти в 2,2 раза. Бюджетный дефицит, по оценке МВФ, вырос с докризисных 2,5% до 10,3% ВВП. К середине 2010 года Японии следует остановить рост долга в отношении к ВВП и снижать его как минимум до начала 2020-х , полагает МВФ.
Похожая ситуация в двух крупных европейских странах — Франции и Германии. Немецкая экономика во II квартале прибавила 0,3%, что тоже может означать конец рецессии. Рост обеспечили экспорт, а также стимулирование инвестиций и потребления государством (на это бюджет потратил около $120 млрд). Восстановление экономики может не оказаться устойчивым, ведь государственное стимулирование не будет продолжаться вечно, отмечает Генрих Бауэр из Deutsche Postbank.

Щедрые госсубсидии

Самый яркий пример того, как госрасходы ведут к нынешнему оживлению экономики многих стран, — программы по поддержке продаж новых автомобилей. Автосектор оказывается объектом господдержки чаще, чем другие сегменты реальной экономики. Почему автопром? Традиционно у этой отрасли наиболее сильные лоббисты. Рост производства автомобилей влечет за собой оживление в массе смежных секторов. Наконец, подобная мера политически популярна не только у производителей, но и у потребителей.
Автопром по всему миру в ходе кризиса пострадал сильнее других отраслей: закредитованным потребителям не до таких покупок, оплатить бы ипотеку. На рубеже 2008–2009 годов продажи авто в Европе падали примерно 20-процентным темпом в месяц. Первой — еще в январе — премии за обмен старых автомобилей на новые ввела Германия: €2500 при утилизации автомобиля старше 9 лет.
Заложенные на стимулирование деньги быст­ро закончились, ассигнования пришлось увеличить вчетверо — до €6 млрд. И это не последнее увеличение трат, если немецкое правительство решит, что программа должна завершиться не в сентябре, как планировалось изначально, а продлится до конца года. Зато по итогам июня продажи авто в Германии превышали прошлогодний уровень на 40,5%. К концу лета аналогичные премии за утили­зацию старых автомобилей ввели уже 13 стран Европы. Результат одинаковый: охотников на дармовщину обзавестись новой машиной везде хватает. Например, в Чехии падавшие примерно на четверть продажи авто после введения субсидий выросли на 18%, а в Словакии — на 57% по отношению к прошлогоднему уровню. Оригинальный вариант субсидии введен в Великобритании. Ради экономии бюджета (дефицит и так достигает 11,6% ВВП) правительство оплачивает лишь половину субсидии (общим размером £2000), а вторую половину дает автодилер.
Мгновенный эффект дала премия за утилизацию и в США: она варьировалась в диапазоне $3500–4500 в зависимости от расхода бензина старым автомобилем и разницы между энергоемкостью старой и новой машины. В результате за первый же месяц после введения такого поощрения спад автопродаж сократился с 28% до 12%. Ассигнования на программу сразу же пришлось увеличивать втрое, американские заводы постепенно стали наращивать производство.
Впрочем, в июле в той же Германии популярность премий за утилизацию стала понемногу спадать. Это неудивительно: число людей, планировавших в ближайшее время менять авто, ограничено. Граждане просто купили машину раньше, чем могли бы. И нынешнее ускорение продаж означает лишь то, что в следующие кварталы их число будет меньше.

Российские ростки

Немного удалось оттолкнуться от дна и российской экономике. В июле промышленный выпуск у нас был лишь на 10,8% ниже прошлогоднего. По сравнению с падением в предыдущие месяцы (например, в июне 12,1%) — это очевидный прогресс. Замедлилось сокращение внутреннего спроса и немного подрос внешний. То есть обвальный спад остановился, но и роста пока нет.
Стимулирование продаж авто организовано и в России, но к прекращению спада оно никакого отношения не имеет. Правительство поступило весьма оригинально: оно субсидирует не обмен старого автомобиля на более современный, а уплату процентов по кредиту при покупке авто. Эта мера не слишком популярна: кредиты сейчас довольно дороги, а задача многих потребителей — расплатиться со старыми кредитами, а не набрать новых. С начала года всего 2,5% покупателей автомобилей воспользовались субсидией.
Теперь желающих купить авто с господдержкой станет немного больше: с августа предельная стоимость машины, попадающей под действие льготы, повышена с 350 до 600 тыс. рублей, а размер первоначального взноса уменьшен в два раза — до 15%. Но Минпромторг трезво оценил эффект этой меры и предлагает уменьшить бюджетные ассигнования на нее вдвое, до 1 млрд рублей. Тем не менее, по расчетам директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, емкость рынка автокредитов в этом году упадет почти вчетверо, а сами продажи машин — примерно на 50%.
Между тем утилизационная премия по образцу других стран может быть введена в России с конца 2010 года, полагает директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов. Процесс тормозит то, что у нас нет пока утилизационных центров. Вопрос: сколько уйдет времени на их создание и не окажется ли лекарство уже бесполезным?



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.