#Картина мира

#Политика

Зачистка по–неаполитански

28.01.2008 | Букалов Алексей | № 04 от 28 января 2008 года

Содом и каморра: Неаполь оккупировали мусора

В Италии — очередной политический кризис. Правительство премьера Проди отправлено в отставку. Впрочем, смена кабинетов в Италии — своеобразный спорт: они меняются здесь чуть ли не раз в год. И по разным поводам. Одним из триггеров нынешнего кризиса стал мусор — 200 тысяч тонн смердящих отбросов, заваливших улицы и площади прекрасного Неаполя

Классическая открытка «Привет из Неаполя» неожиданно приобрела апокалиптический вид: знаменитый залив, лазурное море, вулкан — и всё это в странной рамке из мусора и отбросов. С конца прошлого года на юге Италии, в Неаполе и всей прилегающей области Кампания, идет война, странная, но вполне похожая на настоящую. Там стоит душный смрад, горы мусора перегораживают улицы города, мешая автомобильному движению, сейчас их разгребают бронетранспортеры, впереди них вышагивают солдаты в камуфляжной форме. А над береговой линией и заповедным островом Капри кружатся не привычные белые чайки, а тысячи ворон. От отчаяния люди поджигают горы отходов, и в синее неаполитанское небо поднимаются столбы черного токсичного дыма. Совсем как на знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Мусорные комиссары

Итог — закрытые школы в Неаполе и близлежащих городах из-за антисанитарных условий, массовые протесты населения. Правительство вынуждено было принять чрезвычайные меры: на уборку мусора были призваны войска и тяжелая военная техника. О масштабе проблемы говорит и то, что чрезвычайным коммисаром, ответственным за ликвидацию мусорных завалов, назначен бывший глава полицейских сил Италии 60-летний Джанни Де Дженнаро, в прошлом префект Неаполя. Ему установили срок 120 дней, истекающий 8 мая. А в заместители придали дивизионного генерала Франко Джаннини. Сумеют ли эти «комиссары в пыльных шлемах» повторить подвиг Геракла и очистить современные авгиевы конюшни — вопрос не риторический. Ибо по другую линию фронта отнюдь не простые дворники — «каморра», могущественная мафия юга Италии.

Бизнес на грязи

Конечно, любой современный город — это, прежде всего, громадная машина по производству мусора. Неаполь, например, вырабатывает каждый день около 1500 тонн. Проблема с его вывозом существует уже полтора десятка лет. Последний раз ситуация обострилась минувшим летом, когда мусорные кучи почти «докатились» до роскошного и дорогого курорта — соседнего острова Капри. Тогда из-за жары возникла опасность распространения инфекционных заболеваний, но властям удалось ситуацию купировать, и шум в газетах быстро затих. Но проблема никуда не ушла.

А она в том, что городские коммунальные службы по вывозу мусора «крышует» местная мафия — «каморра»: она контролирует утилизацию отходов. Делает она это разными путями. Во-первых, создает «несанкционированные» помойки, что вызывает возмущение граждан и необходимость принимать меры для городских властей. «Меры» — это живые деньги: только в прошлом году государство потратило на это 780 млн евро. Во-вторых, «каморра», используя «своих» политиков, всячески препятствует строительству современных мусороперерабатывающих предприятий: тут инструментом давления опять же выступают граждане, протестующие против строительства у них под носом «вонючих» заводов. Грязный (в прямом смысле слова) бизнес настолько прибылен, что пускать в него чужаков «каморра» не намерена.

Цена отбросов: $7 млрд

Мусор — это поистине золотая жила, из которой мафия качает деньги вот уже много лет. По данным парламентской комиссии, эта деятельность приносит каждый год около 7 млрд долларов дохода, что сравнимо с бюджетом небольшой страны. Впрочем, как заметил еще римский император Веспасиан, «деньги не пахнут». «Около половины всей итальянской индустрии по переработке бытового и промышленного мусора контролируется мафией», — говорит Донато Селье, член неаполитанского муниципального совета, возглавляющий кампанию против мусорной контрабанды. Префект Неаполя Алессандро Панса утверждает: «Всеобщее бедствие от мусора выгодно всем в Неаполе, в первую очередь «каморре». Помимо создания несанкционированных помоек мафиози просто сбрасывают мусор в реки, на поля и в пещеры по всей области Кампания. Особую опасность с экологической точки зрения представляет такой сброс в Средиземное море. Но не менее серьезны обвинения в том, что промышленные отходы просто смешиваются со строительным материалом и асфальтом, заканчивая свою жизнь в дорожном покрытии и кирпичах, идущих на строительство зданий. Вот сообщение из последней хроники: 21 января полиция обнаружила в самом Неаполе и его окрестностях, в том числе на островах Капри и Искья, семь незаконных хранилищ токсичных отходов общей площадью 5 кв. километров с десятками тонн зараженной массы. 10 дел переданы в прокуратуру. По свидетельству экологов, «каморра» нелегально ввозит для захоронения токсичные отходы с промышленно развитого севера страны. Крестные отцы «каморры», разумеется, недовольны нынешним пристальным вниманием к мусорной проблеме. Так и слышится возмущение воровского короля Бени Крика из «Одесских рассказов» Исаака Бабеля: «Мине нарушают праздник!» По признанию одного из боссов «каморры», «для нас мусор — это золото». Таким образом, борьба итальянских властей с горами мусора — суть продолжение войны с мафией, которая ведется на Апеннинах с переменным успехом уже много лет.

Политическая помойка

Многие обозреватели убеждены, что «мусорный кризис» намеренно раздувается, и что в первую очередь чрезвычайная ситуация с отходами выгодна оппозиции. Уже прозвучало немало громких требований об отставке правительства Романо Проди. Так, его вечный оппонент, бывший премьерминистр Сильвио Берлускони заявил, что «нынешняя ситуация ставит Италию в один ряд со странами третьего мира». Сам Проди признал, что мусорная проблема — позор для Италии и решать ее нужно своими силами, выполняя «гражданский долг». Но скопившиеся на юге Италии зловонные пары, судя по всему, уже сделали свое дело: левоцентристское правительство Романо Проди зашаталось: 17 января подал в отставку министр юстиции Италии Клементе Мастелла. Этот жест так или иначе связан с мусорным скандалом: накануне стало известно, что жена министра юстиции Сандра Лонардо посажена под домашний арест по обвинению в «подкупе должностных лиц». А жена — не просто жена: г-жа Лонардо занимает пост председателя регионального совета области Кампания. С начала мусорного катарсиса «госпожа губернаторша» стала одним из главных объектом критики наряду с мэром Неаполя Розой Руссо Йерволино и другими региональными чиновниками. Если премьеру Проди удастся выбраться из этой выгребной ямы, значит, он «поистине в огне не горит и в воде не тонет», полагают его многочисленные критики. Самим же неаполитанцам остается утешаться тем, что кризис приходится на зиму, и у них сейчас довольно холодно: каких-то плюс 10 градусов. В обычную для этих мест 40-градусную жару древний город у моря уже задохнулся бы. Впрочем, как заметил живший в Неаполе в начале ХIХ века русский поэт Константин Батюшков, «на пепле вырастает славный виноград и сочные овощи».

Неаполитанский мафиозо Раффаэле Кутоло пытался реформировать «каморру», но угодил за решетку на девять пожизненных сроков. В последнее время он прославился тем, что стал отцом в результате искусственного оплодотворения его жены. Этого права он добился в судебном порядке, находясь в заключении.
«Работники и простой народ живут в каменных щелях между шестиэтажными домами, в грязи и вони, о которой теперь в Европе не имеют понятия, для них ничего не сделано, у них нет ни воздуха, ни воды, а они-то и составляют все население Неаполя…» Александр Герцен


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.