64-1.jpg
На улицах в Хэкни полицейских встретили подожженные юными погромщиками автомобили

Восстание дна. Такого Британия не видела со времен Второй мировой войны: бушующие пожары во многих районах Лондона, Бристоля, Бирмингема, Ливерпуля, Манчестера. Обугленные остовы зданий, разграбленные магазины, мастерские, кафе, парикмахерские. Улицы, покрытые слоем битого стекла и мусора. Итоги событий августа 2011-го: 5 погибших, 16 покалеченных из числа участников беспорядков, £200 млн ущерба, несколько десятков сгоревших домов. Более 4 тыс. арестованных, из которых более 2 тыс. надолго останутся за решеткой по приговору суда. И судебные процессы все еще продолжаются

Статистика, конечно, печальная, но в современном мире не слишком впечатляющая. В горячих точках каждый день погибает во много раз больше людей, а ущерб, нанесенный войнами, революциями и стихийными бедствиями, измеряется миллиардами. Другое дело — моральный ущерб, понесенный Британией и британцами. Его невозможно измерить в фунтах. А если бы такой пересчет кто-нибудь все-таки изобрел, то речь пошла бы об астрономических цифрах.

Другая страна?

После августовских событий британцы вдруг обнаружили, что живут в какой-то другой, незнакомой им стране. Где знаменитая сдержанность, терпимость, глубокое уважение к закону? Что осталось от веры в социальную гармонию, которая позволяла Британии столько веков избегать революций и великих потрясений?

В этой новой, незнакомой стране теперь может потребоваться применение водометов и пластиковых пуль для укрощения массовых беспорядков, и полиция уже готова их использовать. А ведь много десятилетий она принципиально отказывалась от столь жестоких средств (за исключением Ольстера, но там-то шла гражданская война). Причем 90% опрошенных социологами британцев теперь согласны дать полиции такое право — до августовских погромов сторонников жестких мер было абсолютное меньшинство.

В новой Британии люди скупают в небывалых количествах бейсбольные биты и всякого рода палки, чтобы иметь возможность защитить себя, если полиция опять будет бессильна остановить погромщиков, как это случилось в первые дни беспорядков.

И главное — британцы убедились, что в их стране образовался многочисленный и весьма пассионарный слой молодежи, полностью отчужденный от остального общества и не испытывающий пиетета к либеральным, гуманистическим ценностям Соединенного Королевства.

Общество не желало задуматься над тем, что творится в головах людей, не знающих, что такое работа и зарплата, и чьи родители тоже никогда не работали, да и дедушки и бабушки в основном сидели на пособиях. Это третье поколение — в основном лишенные всяких авторитетов подростки из распавшихся семей. Отцов им заменяют молодежные банды, таких в одном только Лондоне, по данным Скотленд-Ярда, насчитывается 257! И они превращают в ад жизнь в своих кварталах и вокруг.

Череда открытий

64-2.jpg
9 августа. Лондон. Район Кройдон. Такого Британия не видела со времен бомбардировок гитлеровской авиацией. Примерно такую же картину можно наблюдать в лондонских районах Тоттенхэм, Клэпэм, Хэкни
И вот еще чего британцы до сих про себя не знали: оказывается, довольно большое число нормальных, вроде бы интегрированных в общество людей не выдержало примитивного соблазна разбитой витрины. Когда можно было, как им показалось, беспрепятственно и безнаказанно войти в разгромленный кем-то другим магазин и взять себе новенький компьютер, мобильный телефон или что-то модное из одежды, они не преминули этим воспользоваться.

Еще одно неприятное открытие, которое британцы больше не могут скрывать ни от мира, ни от самих себя, — катастрофическое положение в государственных общеобразовательных школах страны. Оказывается, у многих представителей юного поколения начисто отсутствует даже подобие способности к сопереживанию, сочувствию чужой боли, уважения к кому бы то или к чему бы то ни было. Один из самых страшных и по-своему символических моментов августа — трагическая гибель 68-летнего Ричарда Боуза, пытавшегося потушить зажженный погромщиками пожар. Это им не понравилось — и они принялись убивать его. На глазах у бессильно наблюдавших за происходящим полицейских.

Впрочем, надо быть справедливыми: больше всего в ходе погромов физически пострадали именно полицейские, в которых летели кирпичи, палки, куски арматуры. 186 человек были ранены, некоторые настолько тяжело, что пришлось их госпитализировать. Именно полиция олицетворяет для «потерянного поколения» государство, она же является главным объектом ненависти и протеста. «На этот раз мы контролировали полицию, а не они нас. Мы их учили манерам… Они от нас убегали, а не мы от них. На этот раз они были преступниками, а мы устанавливали закон и порядок», — сказал в интервью газете «Гардиан» один из юных лондонцев, активно участвовавший в беспорядках.

Крен вправо

Еще одно следствие августовских событий — усиление праворадикальных организаций, таких как Британская национальная партия (БНП) и Лига английской обороны. Во второй половине года обе отметили 15-процентный рост своих рядов**По данным полиции, численность активных членов БНП — 12 тыс. человек, Лиги обороны — 3 тыс.. Британские ультра успешно эксплуатируют обострение межрасовых отношений, в наибольшей степени — между мусульманами и чернокожими. Первые в трагические дни августа в основном защищали свою собственность и жилища, вторые, как оказалось, лидировали по численности среди погромщиков. По данным британского минюста, более 40% представших перед судом оказались чернокожими, в то время как в населении страны они составляют чуть более 2%. Однако в некоторых городах, например в Салфорде, 94% погромщиков были белыми, притом что их доля в населении региона ниже — 88%. Одним словом, расовая подоплека хоть и присутствовала в происходящем, но не была столь ярко выраженной, как возрастная — подавляющему большинству «героев августа» меньше 20 лет.

И еще любопытное примечание на полях: только 14% представших перед судами — иммигранты. Все остальные родились в Великобритании.

Уроки на будущее

Что же придумали с тех пор власти помимо новой системы полицейского патрулирования, концентрации сил в проблемных районах и разрешения принимать более жесткие меры, использовать резиновые пули и водометы? Премьер-министр Дэвид Кэмерон предложил интересную программу плотной опеки 120 тыс. самых проблемных семей с применением тактики кнута и пряника. По некоторым данным, именно эти семьи — главный источник преступности и мелкого хулиганства, ставшего в последнее время одной из самых тяжких болезней больших городов. У каждой из таких семей должен появиться теперь свой «опекун», который будет не только вести душеспасительные беседы и наблюдать жизнь семьи с близкого расстояния, но и привлекать по мере надобности и социальные службы, и отделы образования, и если без этого не обойтись, и полицию. Понятно: пройдет много лет, прежде чем программа сможет дать реальные плоды.


Расовая подоплека хоть и присутствовала в происходящем, но не была столь ярко выраженной, как возрастная — подавляющему большинству «героев августа» меньше 20 лет


Что же касается уличенных погромщиков, то суды выносили им небывало жесткие приговоры, в среднем на 25% более суровые, чем обычно. 200 тыс. британцев подписали петицию, требующую лишить погромщиков и их семьи субсидированного жилья и других пособий. Эту мысль поначалу поддержали многие политики и представители правительства: с какой стати содержать за счет налогоплательщика тех, кто не уважает закон и разрушает страну? Но потом от идеи отказались: оказалось, что в правовом государстве реализовать ее чрезвычайно сложно, да и с практической точки зрения она только усугубляет проблему социального отчуждения.

По мере того как остывают страсти, стихает в обществе и жажда чисто полицейских мер. По здравом размышлении отказались и от идеи установления государственного контроля над интернетом. Просыпаются прежние либеральные инстинкты. К чести Британии — в этом отношении она не изменилась.



Сожженный символ

64-3.jpg

Мебельный магазин «Ривз» в лондонском районе Кройдон, который когда-то считался вполне себе приличной обителью среднего класса, был основан в 1867 г., пережил пять поколений владельцев, две большие войны, нацистские бомбежки и Великую депрессию, напоминает газета Daily Mail. За это время магазин успел стать настоящим символом района, как и трамвайная остановка, названная в его честь. Супермаркеты-гиганты, потопившие множество других мелких фирм, не смогли угробить «Ривз» — горожане полюбили его как часть традиции и продолжали делать здесь покупки. События августа 2011-го магазин пережить не сумел. Погромщики закидали его бутылками с зажигательной смесью, «Ривз» сгорел дотла. «Что за люди могли сделать это?» — с грустью спросил нынешний владелец магазина 80-летний Морис Ривз, спешно прибывший к полицейскому оцеплению в Кройдоне: о пожаре он узнал случайно, когда включил телевизор. Это, мистер Ривз, сделали люди, которым на все наплевать: и на «Ривз», и на традицию, и на чужую собственность, а скорее всего, и на чужую жизнь…



BlackBerry бунт

Blackberry_490.jpg

«SHOPS are gonna get smashed up so come get some (free stuff!!!) f*** the feds we will send them back with OUR riot!» — «МАГАЗИНЫ будут разбиты, приходите и отоварьтесь (бесплатно!!!),… федералов, мы их займем НАШИМ бунтом». Именно с этого исторического послания, распространенного через систему «Блэкберри мессенджер», начались беспорядки на севере Лондона. Неблаговидную роль сервера в зачинании бунта официально подтвердил и.о. замглавы Скотланд-Ярда Стив Каваннах. 

Смартфоны BlackBerry, с помощью которых мародеры координировали свои действия, используют, по некоторым оценкам, 37% британских подростков. Это сервис быстрый и дешевый — обычные SMS стоят 10 пенсов (примерно 5 рублей). Одно сообщение можно отправить всем контактам в телефонной книге, однако, в отличие, например, от Facebook или Twitter, проследить, кто отправил сообщение вам, невозможно. Сервис хорош тем, что сигнал закодирован, поскольку система была специально разработана канадской компанией Research in Motion для бизнесменов. Кстати, представители RIM, несмотря на действия мародеров, заявили, что не намерены отключать пользователям услугу быстрых сообщений. При этом они признались, что все же после первой волны беспорядков компания пообещала властям, что, может быть, поможет полиции проследить отправленные сообщения. И тут же за это поплатилась: хакеры обрушили ее блог в интернете и пригрозили передать адреса и данные сотрудников RIM участникам беспорядков. Впрочем, мародеры даже и не сильно пытались зашифровать свои сообщения. В одном из них прозвучал призыв брать молотки и пригонять машины, фургоны и даже тележки, чтобы вывезти награбленное. А позже с помощью все тех же смартфонов в интернет выкладывались фото с добычей. Например, на одном снимке отчетливо видна чья-то спальня, а в ней… 40 коробок с iPad. 






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.