Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Родное

#Суд и тюрьма

Русская Атлантида

04.02.2008 | Воронов Владимир | № 05 от 04 февраля 2008 года

Покорив дно Арктики, Россия застолбила Атлантику и Средиземноморье

Демонстрация флага. Гремят победные фанфары, с телеэкранов восторженно доносится: «Флот России вновь вырвался в Мировой океан!» В рамках идеологической кампании по «вставанию России с колен» завершаются длительные учения российского ВМФ в Атлантике и Средиземноморье: два месяца наши боевые корабли дразнят натовских адмиралов

У военных игрищ обычно есть легенда: официальная цель мероприятия, виртуальный противник и т.п. Однако флотоводцы затруднились внятно залегендировать необходимость проведения данных маневров именно в это время, в этом месте и в данном корабельном составе. Хотя руководитель похода вицеадмирал Николай Максимов, назначенный командующим Северным флотом лишь за две недели до выхода отряда в море, обмолвился: флот возвращается в «традиционные районы национальных интересов России», в ключевые районы океана.

Легенда о пирате

Просочились сведения, что учение это даже не является плановым, решение о его проведении приняли чуть ли не спонтанно, а средства на него не были заложены в бюджет. Совсем уж без подготовки такое грандиозное мероприятие провести невозможно, к тому же боевые корабли совершили заходы в порты ряда стран — без предварительной договоренности по дипканалам это тоже невозможно. Другое дело, что по известным предвыборным причинам возник сильный соблазн превратить ординарный поход в масштабную демонстрацию мощи и силы. Пиаровскую сущность события подтверждала и утечка информации о том, что президент Путин планировал 31 декабря 2007 года прибыть на борт флагмана группы, авианосца «Адмирал Кузнецов», дабы встретить там Новый год. Как в те дни в сердцах бросил один из собеседников The New Times, замысел учений, и без того смутный, окажется совсем смазанным: потом не отмыться от обвинений, что весь поход затевался исключительно ради красочной теледемонстрации высадки президента на борт авианосца. К величайшему облегчению моряков шоу не состоялось, но сам факт детальной проработки проекта достаточно красноречив.

Так или иначе, но официально декларируемые цели далеки и от возможностей группы, и от задач, которые решались в походе. 5 декабря 2007 года на рабочей встрече в Кремле министр обороны Анатолий Сердюков доложил президенту: «Цель похода — обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана и... создание условий для безопасного российского судоходства».

Слова военного министра могут вызвать лишь улыбку: какая уж там опасность отечественному судоходству в Атлантике, если его там практически нет? Позже в военном ведомстве уточнят, что будут отрабатываться действия по защите кораблей от нападения террористов. Борьба с террористами посредством авианосца, противолодочных кораблей и стратегических ракетоносцев — это сильно. Логичнее было отправиться не в Бискайский залив, а в Молуккский пролив, где пираты самые настоящие.

Впрочем, достаточно посмотреть, какие именно действия отрабатывали наши моряки, чтобы понять: пираты тут явно ни при чем. Проведены артиллерийские и ракетные стрельбы, ракетный крейсер «Москва» впервые (!) применил противокорабельный ракетный комплекс П-500 «Базальт».

Еще на учениях отработали противолодочные маневры, взаимодействие со стратегическими ракетоносцами (которые провели учебные пуски ракет). Где тут «защита судоходства», «борьба с террористами»? Обычное бряцание оружием. Но — в полном соответствии с утвержденной президентом Путиным еще 27 июля 2001-го «Морской доктриной».

Русская рулетка

В принципе флот для того и существует, чтобы ходить в море, пугать недругов и, случись что, воевать. Только вот пугать особо нечем. Реально морская мощь, продемонстрированная ВМФ России, много скромнее, нежели преподносится телевизором. В походе участвует отряд кораблей Северного флота (СФ): единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», два больших противолодочных корабля (БПК) «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Левченко», танкер и спасательный буксир. На время к этой ударной группировке СФ присоединился флагман Черноморского флота (ЧФ) — ракетный крейсер «Москва». Также с танкерами и буксиром. Ударная авианосная группа в составе единственного «недоавианосца», двух кораблей охранения и буксиров — это несерьезно.1 Не говоря уже о том, что авиакрыла «Адмирала Кузнецова» (порядка 15 истребителей) явно недостаточно и для прикрытия, и для нанесения удара. В доктринальном плане поход тоже не дает почти ничего. Как с горечью выразился пожелавший остаться неназванным один из чинов Главного штаба ВМФ, присутствие не может быть частичным и эпизодичным: «Это как беременность — или есть, или ее нет. Поход раз в два-три года на месяц-другой — это не присутствие и даже не его обозначение, а профанация».

Кстати, на буксирах внимание акцентируем неспроста: это едва ли не самая важная составляющая группировок. Потому как состояние флота и, в частности, его ударных кораблей таково, что каждый выход, дальний поход — почти смертельная лотерея для экипажей. Практически все предыдущие выходы «Адмирала Кузнецова» на «большую воду» сопровождались конфузами и ЧП. В 1995 году 91-суточный поход в Атлантику и Средиземное море стал притчей во языцех: во всей красе показали себя конструктивные просчеты проекта, вылезли на белый свет многочисленные недоделки и заводской брак, у корабля постоянно выходила из строя главная паротурбинная энергетическая установка. Авианосец многократно лишался хода, и возвращение его домой сочли почти за чудо. Затем корабль на годы стал в ремонт, выходы в море были краткими и редкими, изобиловали разного рода ЧП. Де-факто реальное военное предназначение «Адмирала Кузнецова» было одно: хоть какая-то, но кузница кадров. И единственная платформа, на которой иногда могли практиковаться летчики палубной авиации, — их в стране наберется не более двух десятков.

После краха СССР соблазн вновь использовать флот в качестве средства давления и пиара возник в 2000 году. Тогда группа кораблей СФ (в том числе «Адмирал Кузнецов» и ядерная многоцелевая подлодка «Курск») должны были «пронести флаг» в Средиземноморье и Адриатику, продемонстрировав поддержку Кремлем режима Милошевича. Только вот «Курск» утонул на учениях, операция сорвалась. Во флотских коридорах тогда цинично, но откровенно говорили: «Хорошо, что это произошло дома, а не у берегов Балкан».

Гонка за призраком

Вопреки утверждениям отечественных пиарщиков, на адмиралов НАТО поход «Кузнецова» впечатления не произвел. Кроме, быть может, норвежцев: тех возмутил облет нефтяных платформ возле Бергена палубными истребителми Су-33. Зато российские обыватели всерьез убеждены, что Россия вновь прорвалась в океан.

Определенный смысл, помимо предвыборного пиара, в этом есть: на победной ноте проще будет лоббировать идефикс сторонников «большого флота», озвученную прежним главкомом ВМФ летом 2007 года, — в ближайшие 10 лет нужно построить шесть авианосных ударных групп. В США авианосец обходится казне в среднем в $8,5 млрд, так что примерный масштаб затрат на очередную химеру у нас представить можно.

Только вот сооружать авианосцы негде: нет в стране сухих доков для таких махин. Нет и опыта подобного строительства, авианесущие крейсеры строили в Николаеве, там же были сосредоточены и кадры, но сейчас это Украина. Северодвинский же «Севмаш» не то что строить — ремонтировать не в состоянии корабли такого класса: проблема с кадрами,2 проблема с инфраструктурой.

Наша страна уже не раз вступала в морскую гонку. Перед Второй мировой войной Сталин жаждал вывести на океанские просторы линкоры и тяжелые крейсеры — огромные средства и ресурсы были затрачены впустую. После войны — то же самое: Сталин вновь настаивает на строительстве тяжелых артиллерийских кораблей, хотя положение страны диктует иную морскую стратегию.

Четвертый век Россия рвется в океан, и все время на этом пути ее преследуют фатальные провалы. Однако флотские собеседники корреспондента The New Times не считают, что все совсем уж печально. Один из офицеров, попросивший не называть его имя, сказал: «Пиар и политика преходящи, но ведь корабли вышли в море. И наши моряки обрели бесценный опыт управления кораблями в походе, а не на рейде. Если все время стоять у стенки — можно и сгнить, а тогда уж точно не будет никаких перспектив. Надо же делать хоть что-то...»

Ракетный комплекс П-500 «Базальт» предназначен прежде всего для поражения авианосцев. Акцентировав внимание на «уникальности» «Базальта», военные «забыли» сообщить, что этому боевому средству уже 45 лет: проектировать ракету начали в 1963 году, приняли на вооружение в 1975-м. А сам ракетный крейсер «Москва» в строю с 1982 года (до 1995 г. носил имя «Слава»), — выходит, за все 25 лет службы на нем еще ни разу не стреляли из этого комплекса?!
«Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года»: «Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении определяется усиливающимся экономическим, политическим и военным давлением стран блока НАТО, продвижением его на восток, резким сокращением возможностей Российской Федерации по осуществлению своей морской деятельности».

____________________________
1 Стандартный ордер американской многоцелевой авианосной группы: авианосец и до восьми кораблей охранения.
2 «Севмаш» фактически сорвал переоборудование для индийских ВМС авианосца «Адмирал Горшков». Одна из причин — катастрофическая нехватка квалифицированных сварщиков, их пришлось свозить со всей страны!


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.