Антисоветский романсеро

2011.12.18 |

Новодворская Валерия

Юлий Ким — настоящий, патентованный, махровый антисоветчик. Ни в жизни, ни в стихах он ничего не делал для того, чтобы избежать ареста и лагерей. С конца 60-х и по сей день мы то шагаем, то плетемся к свободе, то тщетно мечтаем о ней под его гитару, под его ироничные и невеселые, но очень твердые стихи. С таким бардом и барабанщика не надо. Так что 23 декабря я предлагаю всем выпить за его 75-летие. С нами больше нет Галича, но Юлий Черсанович при нас, и мы не заблудимся с человеком, умеющим писать марши для обреченных.

«Вперед, господа офицеры! Умрем, коли так суждено, за Русь, за царя и за веру, хоть нет уже их никого». Это было написано про Белую Гвардию, но наши святыни тоже попраны и нуждаются в такой же отчаянной защите. За свободу, собственность и законность, за Конституцию, за федерализм, за честные выборы, против Путина и его хунты, за гайдаровские либеральные реформы, за отмену результатов аферы и «панамы» от 4 декабря сего года, против красного реванша и советского прошлого. «Кто будет поить вас, цыгане? Кто девкам подарит белье? Нам помирать — мы присягали, и сдержим мы слово свое…»

Отца Юлия Кима расстреляли в 1938 году, его мать до 1946 года была в ссылке. Только в 1954-м Ким смог вернуться в Москву. Он стоял у колыбели правозащитного движения. И до начала перестройки в титрах к кинофильмам выступал под псевдонимом Ю. Михайлов. Он подписывал все письма протеста, со своим тестем Петром Якиром и Ильей Габаем был соавтором обращения «К деятелям науки, культуры и искусства» (1968) о преследовании инакомыслящих в СССР. КГБ даже дал ему кодовое имя Гитарист. Петр Якир предал, Илья Габай перед вторым арестом покончил с собой. А Юлий Ким прошел через огонь и остался жив.

 

Петр Якир предал, Илья Габай перед вторым арестом покончил с собой.А Юлий Ким прошел через огоньи остался жив    


 

Его выкинули из школы-интерната МГУ, где он преподавал историю, его зажимали как могли. Но он не уехал, как Галич, он остался и продолжал писать в самиздат. Ведь для публикации на бумаге было мало даже псевдонима. В 1970–1971 годах он участвовал в выпуске «Хроники текущих событий». Целые подшивки редактировал лично, то есть жил как птица небесная, как жаворонок, певец свободы, как Тиль Уленшпигель наших дней. Согласно девизу КСП, клуба самодеятельной песни: «Туда, мой друг, пешком, и только с рюкзаком, и лишь в сопровождении отваги».

Его «Юридический вальс» дает ответ всем, кто не знает, имеет ли смысл бороться в эпоху безвременья и общественного бессилия, которое наступит, если Путин прихлопнет страну могильной плитой еще на 12 лет. Вот зачем: «Ой, правое русское слово — луч света в кромешной ночи! И все будет вечно хреново, и все же ты вечно звучи!» Там, где собираются хорошие и свободные люди для хорошего дела, там всегда Юлий Ким с гитарой наперевес. В последний раз я видела его на вечере памяти Егора Гайдара…

Еще в 1979 году он провидчески написал пародию на наш будущий капитализм: «Все ищут ответа — где главный идеал. Пока ответа нету — копите капитал!» Так у нас и вышло: Абрамович, Березовский и Вексельберг с Дерипаской капитал накопили, а идеал не нашли. Поэтому некоторые обладатели капитала и оказались в Лондоне, а многие — в ГУЛАГе.

В мюзикле «Бумбараш» (1971) Ким блестяще разыгрывает всю историю нашей Смуты и гражданской войны. Особенно про отношения народа и интеллигенции, что для нас весьма актуально: «Ты — Ерема, я — Фома, ты мне слово, я те — два, а бумажечку твою уж я махороч-
кой набью».

И пусть в нынешние свинцовые времена над нами реют слова Юлия Кима: «Картечь ложится ближе, ближе, и нам давно пора удрать. Но честь — она всего превыше. Умри, гусар, но чести не утрать». Гусары мы или кто?




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share