#Ex Libris

«Люблю перелистывать старинные журналы»

15.12.2011 | № 42 (227) от 12 декабря 2011 года


55-1.jpg

«Люблю перелистывать старинные журналы». Александр Васильев, автор книг по истории моды и ведущий «Модного приговора», читает классику и старую периодику

Книги я читаю в поездках, а это больше половины моей жизни. Когда бываю в Париже, то, как на работу, хожу в антикварные магазины и на блошиные рынки, стараюсь найти что-то на интересующую меня тему. Дома мне иногда удается читать для удовольствия. Но это редко бывает беллетристика, чаще всего мемуары. В Москве до сих пор хранится большая часть нашей семейной библиотеки: мой папа, известный театральный художник, собирал старые журналы, книги по искусству и, конечно, русскую классику. Библиотека всегда была очень большой, много тысяч томов. Это книги о театре, поэзия, учебники по сценической речи (мама была актриса), сборники пословиц и поговорок. Я до сих пор очень люблю перелистывать старинные журналы — «Столица и усадьба», «Старые годы», «Золотое руно», «Аполлон». В Москве сохранилась и одна из любимых книг моего детства «История живописи» Александра Бенуа, это 1-е издание 1912 года.

55-2.jpg1. Естественно, читаю книги о моде. Во всех странах стараюсь найти новинки на испанском, французском, английском языках. Но и в России есть блестящие книги, которые нужно знать, — это, например, книга моего педагога Марии Мерцаловой «Костюм разных времен и народов», ее можно найти у букинистов. Любопытна «История костюма» Раисы Захаржевской, а также работы Раисы Кирсановой по истории моды: «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм — вещь и образ в русской литературе ХIХ века», «Ленты, кружева, ботинки». Сравнительно недавняя книга Ольги Вайнштейн «Денди» тоже чрезвычайно содержательна и глубока. Автор рассматривает историю мужской моды в историческом и культурном контексте, но пишет так увлекательно, что прочитывается на одном дыхании. Из новинок могу назвать увлекательную книгу Елены Лаврентьевой «Безделюшки: Предметы домашнего обихода в фотографиях и воспоминаниях конца XIX — начала XX века». Она рассказывает о замечательных вещах, некогда очень модных, но давно уже вышедших из употребления, таких как чашечки с полочкой для усов, щипцы для снятия нагара со свечи, крючки для завязывания башмаков, метелочки для шляп. Совсем недавно вышло исследование Джурджи Барлетт, посвященное феномену «социалистической моды» — «Fashion East: призрак, бродивший по Восточной Европе». Автор рассматривает моду в контексте огромной эпохи, начиная с большевистского периода до брежневских лет тотального дефицита. Любопытно исследование Стивена Гандла «Гламур», автор пишет о нем в широком историческом контексте.

2. Наверное, будет неправильно, если не назову книги, над которыми работаю сам. Кроме исследований «Красота в изгнании», «Этюды о моде и стиле» и других я выпустил мемуары знаменитых балерин прошлого. Так получилась книга Ксении Триполитовой «Маленькая балерина: исповедь русской эмигрантки». Она дружила с Лифарем, Марго Фонтейн, Морисом Бежаром. Сейчас живет в Париже, ей 96 лет. Каждый год Ксения приезжает на лето в мой дом в Литве. Она надиктовала историю своей жизни, которая связала ее с Константинополем, Литвой, Польшей, с дягилевским балетом. Еще раньше записал воспоминания замечательной певицы Людмилы Лопато «Царица парижских кабаре», где она вспоминает о Харбине, в котором родилась, о великих князьях Романовых, Матильде Кшесинской, Феликсе Юсупове… К этим книгам примыкают воспоминания поэтессы и одной из самых красивых женщин русской эмиграции Лариссы Андерсен «Одна на мосту», в которые вошла ее переписка с Вертинским.

3. Поскольку я оформляю театральные спектакли, часто приходится перечитывать классику, в первую очередь русскую — Пушкина, Грибоедова, Лескова, Гончарова, Сухово-Кобылина, Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Куприна. Ну и, конечно, Шекспира и Мольера, моих вечных любимцев. Веду занятия со студентами, мы выезжаем в разные страны, где я рассказываю о моде и культуре этих регионов. Особенно люблю Константинополь. В связи с этим хочу назвать две книги, которые способны открыть этот город, — «Стамбул. Город воспоминаний», за эту книгу Орхан Памук был удостоен Нобелевской премии, и новинку — Сергей Иванов «В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.