36-1.jpg

Спасение — в кэше. Протесты в Москве и других городах уже сказались на рынках: фондовые индексы падают, капитал активно бежит из страны. К каким экономическим последствиям может привести дальнейшее развитие политического противостояния и как защититься людям — выяснял The New Times

Российский фондовый рынок отреагировал на итоги думской кампании сразу — в то же утро 5 декабря, когда они оглашались Центризбиркомом. Реакция инвесторов оказалась сугубо негативной: индекс РТС за один день потерял почти 5%, индекс ММВБ — 4%. В последующие дни обвал рынка продолжился: всего за 5 рабочих дней индексы упали на 8 –9%.

Бегом от рисков

«В биржевых кругах ходило много разговоров о том, что после 4 декабря ситуация на рынках успокоится, — говорит президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. —- Однако этого не произошло: инвесторы отреагировали на результаты выборов и последовавшие за этим протесты, как на фактор, усиливающий политические риски».

Крупнейшее рейтинговое агентство Standard & Poor’s предупредило Россию о возможности снижения суверенного рейтинга в силу возрастания политических рисков. Такие сигналы для бизнеса — как выстрел стартового пистолета: пора делать ноги! И это притом что за 10 месяцев года чистый отток капитала из страны уже составил, по данным Центробанка, $64 млрд. Прогноз и.о. министра финансов Антона Силуанова: до конца года эта цифра вырастет до $80–85 млрд. Для сравнения: в прошлом году отток составил около $38 млрд. Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, считает, что двукратный рост убегающих денег — прямое следствие обострения на политическом поле, потому что другие факторы — административные барьеры, состояние экономики — принципиально не изменились. Николаев полагает, что до конца года из страны сбежит не менее $100 млрд.

В ожидании хаоса

Проседание фондового рынка и бегство капиталов чревато отсутствием инвестиций, замедлением темпов экономического роста, сворачиванием ряда производств и снижением занятости населения. Как следствие — ростом социальной напряженности, перечисляет Алексей Мамонтов. Максим Осадчий, начальник аналитического департамента БКФ-банка, добавляет еще один пункт: потенциальное снижение суверенного рейтинга затруднит российским компаниям и банкам заимствования на мировых рынках, что может привести некоторые из них к банкротству. «При любых раскладах будет расти давление на рубль, — считает Осадчий. — С высокой степенью вероятности можно предсказать, что он будет дешеветь, а инфляция расти».

Игорь Николаев опасается, что если власть в результате нынешних событий сохранится, она в преддверии президентских выборов начнет заваливать народ новыми бюджетными подачками, а это весьма опасно для бюджета, который и так перегружен социальными обязательствами. Это еще одна мина замедленного действия, которая может взорваться через несколько месяцев.

Однако людей волнует ближайшая перспектива: не потеряют ли они в результате нагнетания политических страстей свои сбережения в банках, не столкнутся ли с отсутствием продуктов в магазинах или резким взлетом цен на продукты и товары первой необходимости, как уже бывало в России в переломные времена? Ответ на этот вопрос зависит от того, возникнет ли хаос на улицах, считает Алексей Мамонтов. Сам эксперт в такое развитие событий не верит, но напоминает, что подобные картинки мы наблюдали на экранах телевизоров во времена «арабской весны», и в Греции на волне протеста люди грабили компьютерные магазины. «Кровавый сценарий», уличные беспорядки, отсутствие власти, конечно, приведут к закрытию банков, магазинов, обменных пунктов, банкоматов.

«Ваши действия зависят от вашей оценки ситуации, — говорит Мамонтов. —- Если вы считаете, что власть, а стало быть, и государственные структуры находятся под серьезной угрозой, надо как можно меньше оставлять обязательств государству: снимать вклады с книжек и карточек, уходить в кэш». Правда, добавляет эксперт, если сценарий будет совсем разрушительный, то и наличность на руках не спасет — деньги могут очень быстро обесцениться.

Уходить в кэш в ожидании худшего советует и Максим Осадчий. Правда, он не рекомендует совсем отказываться от вкладов в банках, поскольку пока не видит для этого оснований. «Тем не менее долю кэша следует увеличить, причем в рублях оставить наличность только на ближайшие расходы», — советует эксперт. Остальное же, прежде чем спрятать под подушку (запереть в домашнем сейфе), лучше для надежности перевести в иностранную валюту. С учетом того, что евро сейчас чувствует себя неважно, Осадчий рекомендует старые проверенные доллары.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.