Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Телевертикаль

От пятницы до пятницы

12.12.2011 | Мальгин Андрей | № 42 (227) от 12 декабря 2011 года

Андрей Мальгин посмотрел телевизор
Всю неделю федеральные каналы делали вид, что в стране ничего не происходит, кроме ликования по поводу победы «Единой России» на выборах

48-1.jpgСогласно exit polls, проведенным в день выборов 4 декабря Фондом «Общественное мнение» в Москве, за единороссов проголосовали 27,5% избирателей. Это если верить самому Фонду «Общественное мнение».

А вот итоговая программа «Время» в день выборов уже в 21.00 сообщила: «Данные опроса ФОМ на выходе из избирательных участков: 46% — за «Единую Россию». Мало того, что об этом торжественно сообщил Петр Толстой, так мы еще и бегущую строку об этой удивительной победе целый час читали. Чтоб врезалось в память: 46! Еще до всякого подведения итогов.

Барабанная дробь

С другой стороны, кто «мы» читали? Кто-нибудь вообще следил за подведением итогов голосования по выпускам новостей федеральных каналов? Есть такие люди?

А ведь даже канал РЕН (а мы ему по привычке доверяем) показал воскресным вечером совершенно позорный новостной выпуск, где сообщил, что «Единая Россия» одержала «убедительную победу». Нам показали Медведева, который сказал о прошедших выборах, задыхаясь от восторга: «Демократия в действии!» Нам сообщили, что правозащитница Людмила Алексеева заявила, будто никаких нарушений не было. Правда, диктор все же уточнил: «С жалобами обратились 437 человек». Но тут же успокоил: «Подтвердилось только 40 из них».

Как будто еще не изобретен интернет. Как будто десятки видеосвидетельств чудовищных нарушений уже не были вывешены в Сети. Как будто к этому моменту уже не забили тревогу по всей стране наблюдатели: выборы сфальсифицированы, результаты подтасованы!


Председатель ЦИК, который по окончании голосования обычно объявляет предварительные итоги, на этот раз пропал на час; наконец появляется, весь взмыленный, — и журналисты не спрашивают: «А где вы были этот час, господин Чуров? С кем консультировались?»


И во вторник, когда уже стал ясен масштаб преступления и покатились по стране стихийные демонстрации протеста, когда ОМОН уже избивал в кровь протестующих, а количество задержанных измерялось сотнями, в этот самый вторник в эфире программы «Время» Екатерина Андреева не моргнув глазом произнесла такой текст: «Итогам парламентских выборов были сегодня посвящены многотысячные митинги в центре Москвы. Днем на Манежной площади собрались активисты молодежных движений «Наши» и «Сталь», которые приехали в столицу из разных регионов. Многие участники акции пришли на площадь с барабанами, на которых они отбивали дробь. Митингующие поддержали партию «Единая Россия», а также политику руководства страны» и т.д.

Таков был сюжет о митингах и акциях этого дня. Больше на эту тему в тот день по Первому каналу — ни слова.

Незаданные вопросы

При составлении сетки вещания на ночь после выборов руководители Первого канала решили, что никакой интриги нет, результаты население не волнуют, и специального эфира, где отслеживалось бы подведение итогов выборов по стране, как это было в былые годы, канал не запланировал. «Россия 1» же, напротив, осталась верна традиции и отважно устроила прямую трансляцию. Провести эфир доверили верному путинцу Владимиру Соловьеву. Думаю, на первых же минутах трансляции руководство канала горько пожалело о своем решении.

48-2.jpg
Первый канал рапортовал о победе ЕР

Соловьев, конечно, ведущий опытный и демагог знатный, но даже его приходящие со всей страны вести смутили. Не то что до 50%, но порой и до 30% ЕР кое-где не дотягивала. Да к тому же и гости студии стали вести себя непредсказуемо. Например, не вылезающий из соловьевских эфиров Михаил Веллер прямо сказал, что у людей украли их голоса, а писатель Сергей Шаргунов стал называть имена недопущенных к выборам деятелей оппозиции, которых в государственном эфире даже упоминать нельзя. Тут уж ведущий сорвался, и как только прозвучала фамилия Лимонова, грубо прервал Шаргунова: «Вы с Лимоновым сначала со своей сексуальной ориентацией определитесь, а потом рассуждайте, определились избиратели или нет».

Мазохизм это или что, но он зачем-то пригласил в эфир Ирину Хакамаду, Леонида Гозмана, Наталию Иванову. И они, прямо скажем, в выражениях не стеснялись. Несмотря на присутствие множества представителей «победившей» партии. Те вяло пытались возражать, но получалось это неубедительно. Все-таки прямой эфир есть прямой эфир, и камера удивительным образом высвечивает тех, кто говорит правду, а кто бессовестно лжет.

Бросалось в глаза: и в соловьевской студии, и в пресс-центре ЦИКа, откуда постоянно делались включения, сидели люди, боявшиеся острых вопросов. Казалось бы, вот ты журналист, пришел в Центризбирком, а его председатель, который традиционно, в момент закрытия последнего избирательного участка в Калининграде, оглашает предварительные итоги, на этот раз пропал, исчез, и его нет целый час; наконец, появляется, весь взмыленный, — и ты, журналист, не задаешь ему напрашивающиеся вопросы: «А где вы были этот час, господин Чуров? С кем консультировались? Какие ценные указания получали?» Но нет, ни один журналист в битком набитом зале не встал и не задал этих вопросов.

В прямом эфире

Пожалуй, единственным на всем нашем телевидении, кто последовательно — и до выборов, и во время выборов и особенно после выборов — рассказывал нам правду о так называемом волеизъявлении, был телеканал «Дождь». Не слежу за телевизионными рейтингами, но подозреваю, что за эти дни этот рейтинг у них серьезно вырос. Люди звонили друг другу: «Включай немедленно «Дождь»!» Спрашивали в социальных сетях: «А что там «Дождь» говорит по этому поводу?» И так далее.

48-1.jpg
Митинги протеста показывал только «Дождь»

Во-первых, они организовали очень грамотный прямой эфир «Ночь после выборов», куда пришли замечательные люди, со своим мнением, яркие, остроумные, информированные. Во-вторых, они тщательно мониторили интернет, и как только появлялись очередные свидетельства фальшивок, вбросов, «каруселей» и так далее — они это немедленно давали в эфир. И в-третьих, они сохранили этот темп и этот запал во все последующие дни — когда итоги выборов обсуждались в обществе.

Ведущие «Дождя» точно уловили общественные настроения. Ведь люди не из-за того возмутились, что жулики и воры украли голоса у какой-то партии, за которую они голосовали. Такие тоже были, но их было меньшинство. В основном народ был уязвлен тем, что у него украли право выбора, право выразить вотум недоверия властям. То есть в России, можно сказать, был проведен референдум: вы за «Единую Россию» или против? И очень многие сказали: мы против. А потом сели перед телевизором и услышали: «Страна поддержала в едином порыве…» И так далее. Вот это, именно это возмутило людей и вывело их на площади. Это был не партийный протест, а гражданский. И очень хорошо, что нашелся телевизионный канал, который занял действительно гражданскую позицию.

А про остальных можно сказать просто: они соучаствовали в преступлении.

Вот и весь итог телевизионной недели, совпавшей с выборами в Государственную думу.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.