#Деньги

#Суд и тюрьма

ВАЗ жмет на тормоза

17.08.2009 | Здобнов Антон, Самара | №28 от 17.08.09

Конвейер АвтоВАЗа стоит, рабочие отправлены в вынужденные отпуска
Кварталы Автозаводского района Тольятти заметно опустели. До 1 сентября конвейер АвтоВАЗа будет стоять, рабочие отправлены в вынужденные отпуска — в основном на дачи. Обстановка в городе накалена, и осень в Тольятти ожидается жаркой. The New Times изучал ситуацию на месте

Иного выхода, кроме объявления «каникул», у вазовского менеджмента попросту не осталось: продажи «Лады» за полгода упали почти вдвое. В августе персонал АвтоВАЗа продолжит получать две трети зарплаты, но уже с сентября завод переходит на режим 20-часовой рабочей недели без компенсации сотрудникам времени вынужденного простоя. В результате большая часть 110-тысячного трудового коллектива будет с осени получать зарплату в два раза меньшую, чем до кризиса. И это без поправки на инфляцию.

Лавина сокращений
Сразу несколько руководителей отделов на заводе рассказали The New Times, что уже получили указания составить списки сотрудников, которых надо будет уволить. Речь пока идет примерно о четверти инженерно-технических работников и десятой части вспомогательного персонала. «У меня в подчинении 24 человека, 6 приказано сократить. Режут по живому», — рассказал начальник одного из вазовских бюро. В середине прошлой недели президент компании
Борис Алешин подписал несколько приказов об упразднении ряда подразделений и служб с сокращением их работников. И судя по всему, этим дело не ограничится.

Вазовское руководство утверждает, что в июле спрос на их машины подрос на 12%,* * С начала июля заработали правительственные меры по предоставлению льгот для получателей автокредитов, покупающих машины российского производства. но что толку, если предприятие продолжает работать себе в убыток. Безвозмездное вспомоществование правительства в 25 млрд рублей, оказанное после визита в Тольятти Владимира Путина (The New Times подробно писал об этом в № 11 от 23 марта 2009 года), закончилось моментально. Как следует из официальных заявлений, деньги ушли на покрытие просроченных обязательств перед поставщиками, многим из которых, впрочем, это уже не помогло — ряд вазовских смежников находится в предбанкротном состоянии.

Даешь национализацию!
Тем временем в городе прошла акция протеста. 6 августа независимый вазовский профсоюз «Единство» провел митинг против остановки конвейера и перехода на сдельную зарплату. На участие были заявлены 500 человек, однако число митингующих составило около 2000. Показательно, что впервые за долгое время протестовать пришли не только активисты местных оппозиционных организаций, но и рядовые толь­яттинцы. Последний раз столько людей митинговало в Тольятти в 2005 году — тогда горожане были возмущены монетизацией льгот «имени» Михаила Зурабова.

Помимо тольяттинских проф­союзов и общественных организаций митинг поддержали и несколько партий. Не упустили возможности засветиться на мероприятии лидеры местных отделений КПРФ и ЛДПР. Главным лозунгом акции было требование о «национализации АвтоВАЗа без права последующей приватизации».
Речи организаторов иллюстрировали плакаты «Тольятти = Пикалево-2», «ВАЗу — реальную помощь», «Кто закроет АвтоВАЗ — будет нами нелюбим!!!» Активисты собирали подписи под телеграммой Владимиру Путину, в которой, в частности, выражалась готовность оказать главе правительства всестороннюю помощь в борьбе с некомпетентным и коррумпированным менеджментом.

«К сожалению, многие из собравшихся мыслят патерналистски, — говорит депутат Тольяттинской гордумы Борислав Гринблат. — Дескать, царь приедет и все исправит, но я думаю, уже к сентябрю-октябрю люди от иллюзий избавятся, и тогда акции будут более многочисленными и злыми».

«Сам по себе лозунг о национализации совершенно безграмотный, — говорит тольяттинский политолог Сергей Дьячков. — Во-первых, у нас нет закона о национализации, во-вторых, завод и так контролируется гос­корпорацией «Ростехнологии». Я не думаю, что власть всерьез отнеслась к этому митингу». Однако в «Единстве» итогом довольны. «Мы чувствуем, что наверху наш сигнал принят», — заявил The New Times глава профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

Все — на уборку улиц
По приблизительным подсчетам, около 2 тыс. сотрудников автогиганта с сентяб­ря будут зарабатывать меньше официального МРОТа (4330 руб.) и еще около 18 тыс. — меньше прожиточного минимума по Самарской области (6064 руб.). Глава официального профсоюза на АвтоВАЗе Николай Карагин предложил отправить 22 тыс. сотрудников на общественные работы. Карагин рассказал The New Times, что с начала сентября на АвтоВАЗе будет организовано 10 тыс. рабочих мест и еще 12 тыс. в городе. Речь, главным образом, идет о таких видах деятельности, как уборка территорий, благоустройство улиц, ремонт зданий и техники.

«Я не вижу в общественных работах ничего унизительного, — говорит профсоюзный лидер. — По нашим подсчетам, люди смогут дополнительно зарабатывать по 4–5 тыс. руб­лей. В сумме получается 9–10 тыс. — на эти деньги уже можно жить».

При этом Карагин уверяет, что ситуация с увольнениями на предприятии не столь уж и трагическая: «Сокращение штата будет проходить естественным путем. На заводе сейчас около 10 тыс. пенсионеров, и они активно пишут заявления об уходе. Кроме того, 18–20 тыс. работают на социальных объектах, которые АвтоВАЗ передает городу».

Не так давно мэрия приняла на свой баланс вазовские детские сады и Дворец спорта. Правда, из обещанных в ходе визита Путина 620 млн рублей на эти цели из федерального бюджета город получил лишь половину, и, как говорят члены комиссии, курирующей передачу заводских непрофильных активов, вопрос о следующем транше застрял. Но Карагин все равно демонстрирует оптимизм: «Уверен, ситуацию удержим. Я считаю, что протестовать нужно тогда, когда власти не идут на контакт. Наш профсоюз сейчас находится в конструктивном диалоге и с правительством, и с губернатором, и с руководством завода. Я согласен, что в сентябре будет тяжело, но мы делаем все, чтобы смягчить ситуацию».

Горячая осень
«В сентябре начнется полный кошмар, — считает слесарь сборочно-кузовного производства Антон Вечкунин. — До кризиса я получал 14 тыс., теперь 11. В сентябре 6–7 «грязными» — это максимум. А ведь надо детей в школу вести, кому-то кредиты платить. Что делать? Огород копать или на малую родину ехать — поближе к земле. Тем более что многих, я думаю, сократят».

«Какие бы антикризисные программы на заводе ни реализовывались, ясно, что без сокращения работников не обойдется, — говорит политолог Сергей Дьячков. — По некоторым оценкам, 40 тыс. человек — это лишний персонал. И надо было заниматься ими давно, а не ждать разгара кризиса. Больше всего я опасаюсь ухудшения криминальной ситуации в городе как на бытовом уровне, так и в плане передела сфер влияния. Тольятти колоссально криминализирован. 80% бизнеса в городе связано с криминалом и аффилированными силовыми структурами. Весь этот бизнес завязан на АвтоВАЗ, и естественно, что криминал не сможет смириться с потерей прибыли. На мой взгляд, единственный выход — диверсификация предприятия, разделение его на несколько самостоятельных юрлиц».

Что именно делать с автогигантом — в «Рос­технологиях», похоже, не знают. Официально руководство завода перспективу банкротства решительно опровергает. «Если компания занимает 27% рынка, то любому ясно, что ею нужно заниматься: сокращать издержки, повышать продажи и прибыли», — говорит глава АвтоВАЗа Борис Алешин. При этом никакого внятного плана действий, как именно сокращать и повышать, у менеджмента нет. Судя по заявлениям представителей госкорпорации, там продолжают слепо верить в финансовую помощь из центра.

10 августа вице-премьер правительства РФ Александр Жуков сделал заявление, в котором допустил возможность длительной остановки АвтоВАЗа. При этом Жуков сообщил о готовности правительства разработать спецпрограмму по стабилизации рынка труда в Тольятти. В среду, 12 августа, для изучения ситуации на месте в город прибыл десант из девяти сотрудников админист­рации президента во главе с начальником Контрольного управления Константином Чуйченко, который недавно получил указание Дмитрия Медведева проверить деятельность госкорпораций.

«Ясно, что страсти в городе накаляются, и влас­ти наконец взялись за серьезный анализ ситуации. Не поздно ли?» — задается воп­росом бывший топ-менеджер АвтоВАЗа Юрий Целиков. Выходом из положения он считает введение на заводе процедуры банк­ротства, что позволило бы на законных основаниях отсрочить выплату долгов и провести санацию производства. Правда, оговаривается Целиков, для банкротства предприятия потребуется политическое решение высших руководителей страны.

Между тем варианты реструктуризации АвтоВАЗа существуют. Еще на июльском собрании акционеров план спасения автогиганта представил глава самарской группы СОК Юрий Качмазов. До прихода на завод команды «Ростехнологий» менеджеры группы участвовали в управлении автогигантом, сейчас СОК — основной поставщик АвтоВАЗа. За реализацию плана СОК выразил готовность ответить собственными активами. И хотя предложения группы отраслевым аналитикам показались разумными, Борис Алешин план самарских бизнесменов жестко раскритиковал.

Тем не менее по Тольятти ходят слухи о том, что план этот попал на столы высоких чиновников в Москве и не исключено, что выводить предприятие из пике будет уже новая команда управленцев, способная на нечто большее, чем просто стоять с протянутой рукой у высоких кабинетов Кремля и Белого дома.
 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.