Украина вновь задышала газом полной грудью. Посредника в отношениях с «Газпромом» — «РосУкрЭнерго» — скоро не будет: украинская энергокомпания «Нафтогаз» и ее российский партнер создадут совместные предприятия для поставок газа. Эта история имеет еще одно измерение — внутриукраинское: противостояние президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко
Не успела Украина как следует приготовиться к очередному отключению российского газа, как выяснилось, что тревога опять оказалась ложной. Обидно. Нет бы хоть раз выполнить обещанное и закрутить вентиль до отказа. Чтобы, наконец, всем стала ясна абсурдность подобных угроз. А то ведь по-прежнему многие думают, что поставку газа на Украину действительно можно взять и прекратить. Не объясняя при этом как минимум две вещи: во-первых, как при этом будут продолжены поставки газа через ту же Украину в Европу, и, во-вторых, что делать с тем газом, который не захотят поставлять на Украину. Закачивать в газовые баллоны? Или, может быть, лучше в одноразовые зажигалки?
Много газа утекло…
Российские телеканалы (большинство из которых смотрят и на Украине) прямо какое-то соревнование устроили. Не репортажи, а сплошные хроники Армагеддона. Один канал непонятно зачем опрашивал киевлян по поводу их отношения к возможному отключению российского газа. Интересно, что ожидали услышать в ответ? Или крики о том, что киевляне для согрева готовы пустить под топор каштаны на Крещатике? Неужели еще нужно объяснять, что газ для кипячения чайников граждане Украины получают из отечественных скважин? Правда, для чистоты отчета следует отметить, что время до часа икс с тревогой отсчитывали и украинские журналисты. Но здесь — другой интерес.
Напряженное второе вхождение во власть Юлии Тимошенко проходило на фоне ее нарастающего противостояния с Виктором Ющенко. И это несмотря на то, что именно Ющенко, преодолевая сопротивление нынешней оппозиции имени экс-премьера Виктора Януковича, продавил голосование за Тимошенко в Верховной раде.
Пару президент — премьер альянсом нельзя назвать даже с большой натяжкой. Это было отчетливо видно, скажем, во время возврата вкладчикам Сбербанка бывшего СССР утраченных вкладов. Масштабную благотворительную акцию в рамках реализации своих предвыборных обещаний затеяла Тимошенко. Народу премьерская благотворительность пришлась по душе. Чего нельзя сказать о команде президента: рост популярности премьера — весьма тревожный сигнал в преддверии грядущей президентской кампании. В итоге дошло до того, что Ющенко зачем-то попытался уволить главу нынешнего Сбербанка, отвечающего за раздачу дармовых денег. Естественно, всенародной любви это президенту не добавило. Потом он потребовал от премьера пересмотреть списки приватизируемых объектов. Но апофеозом стала проблема газа. Проблема, стоящая в повестке отношений Ющенко и Тимошенко с того момента, как премьер-министр Ющенко при президенте Кучме пригласил Тимошенко на пост вице-премьера по ТЭК. Газа с того времени через Украину протекло немало. Но вопрос так и остался нерешенным.
После Майдана
Обострение наступило после победы Майдана, когда Тимошенко впервые стала премьер-министром, а Ющенко категорически запретил ей заниматься газовыми проблемами и поставил во главе газового хозяйства Украины г-на Ивченко, который прославился тем, что покупал дорогие «мерседесы» и ездил на переговоры в Москву с переводчиком. В итоге после отставки Тимошенко и появления в премьерском кресле Юрия Еханурова Россия впервые попробовала перекрыть Украине газ. Это способствовало не только подъему цены на голубое топливо для Украины, но и выявлению посреднической фирмы под швейцарским флагом «РосУкрЭнерго», чего крайне не хотел тот же Виктор Ющенко. Причины, побуждавшие украинского президента проявлять полное неведение в отношении некоего «загадочного» посредника, о котором вовсю трубили все украинские СМИ, до конца неясны. Но то, что именно «РосУкрЭнерго» во главе с Дмитрием Фирташем стало нарицательным именем для обозначения украинской газовой коррупции, — это факт. Находясь в оппозиции, Юлия Владимировна не упускала случая лишний раз напомнить широким слоям общественности о теневых газовых схемах и порочных связях окружения Януковича с руководством «РосУкрЭнерго». В первую очередь это касалось главного газового переговорщика с Россией министра ТЭК Юрия Бойко.
После второго прихода во власть Тимошенко молниеносно нажала на газ, и тема изъятия «РосУкрЭнерго» из российско-украинских газовых отношений стала рефреном ее выступлений и заявлений. «РосУкрЭнерго» постоянно находилась под контролем иностранных наблюдателей, которые также подозревали компанию в связях с международным криминалитетом в лице Семена Могилевича, разыскиваемого ФБР и Интерполом. Это, в свою очередь, не могло не раздражать «Газпром», поскольку компании принадлежит пятьдесят процентов акций. И в принципе руководство «Газпрома» начинало свыкаться с мыслью, что от «РосУкрЭнерго» рано или поздно придется избавляться.
Триумф Ющенко
Но главные разборки происходили все же на берегах Днепра, где неугомонная Тимошенко не мытьем, так катаньем фактически добилась желаемого результата о выводе «РосУкрЭнерго» из игры. Даже невзирая на то, что в конце января Ющенко ввел г-на Фирташа в состав Национального благотворительного совета «Согрей любовью ребенка», который возглавила старшая дочь президента. В ответ на упорство Тимошенко Ющенко отказал ей в поездке в Москву. И, взяв решение газовой проблемы в свои руки, в Первопрестольную поехал сам. В итоге, как известно, Ющенко и Путин «всего за восемь часов до прекращения поставок российского газа» нашли общий язык — и отключение отменили. Мало того, именно президенты заявили СМИ о достигнутых договоренностях, которые оказались крайне выгодными для Украины. Включая и отказ от услуг «РосУкрЭнерго». Правда, не сразу, а постепенно. В итоге триумфатором, спасшим страну от замерзания, в Киев возвращается Ющенко. На очереди визит в Москву Тимошенко...