Сенсация месяца — Алжир забраковал 15 российских истребителей МиГ-29СМТ. Алжирские генералы недовольны, что им всучили якобы дефектный товар — с бывшими в употреблении деталями. Конфуз расхлебывали на высшем уровне — алжирского президента Абдельазиза Бутефлику принимали в Кремле

Это не рядовой скандал — оплеуха лично Владимиру Путину: алжирская сделка прямо связана с его именем.

«И танки наши быстры...»

Отечественные СМИ заговорили о борьбе военных кланов в Алжире и тамошних генералов со своими бизнесинтересами.1 Много намеков на происки Франции и лично Николя Саркози: после его визита в Алжир, мол, и начались неприятности. Но Саркози посетил Алжир в декабре 2007 года, а прием МиГов алжирцы прекратили еще в мае, в августе же алжирский президент обратился по этому поводу с посланием к Путину.

«Торговля оружием — бизнес жесткий, — заметил корреспонденту The New Times бывший сотрудник «Рособоронэкспорта», — всегда нужно быть готовым к неожиданным ходам конкурентов и внезапной перемене позиции заказчика, «генералы которого нередко «путают» свой карман с государственным, а уж по части торговли и состригания шерсти в свою пользу арабам нет равных». И наши оружейники должны были понимать риски, а «не держать заказчика за болвана, которому можно впарить любую некондицию: авось пронесет». Не пронесло. Авиастроители устами анонимных спикеров подтвердили, что поставили Алжиру изделия б/у, так как производство этого типа самолета в России... свернуто: пришлось, мол, брать товар из запасов МО с использованием деталей, лежавших с незапамятных времен. Но на официальном сайте РСК «МиГ» значится, что «МиГ-29СМТ выпускается серийно с 2004 года»! Еще в нашей прессе попрекнули алжирцев тем, что их пилоты налетали на этих машинах... слишком много, больше, чем налетывают летчики российских ВВС. Продавцы полагали, что алжирцы летать будут лишь на парадах?

Кстати, аналогичный сюжет имел место в 2003 году из-за поставок Чехии в счет погашения госдолга вертолетов Ми-35.2 Чехи отказались принять вертолеты, обнаружив в них бывшие в употреблении узлы и агрегаты. Поставщику пришлось переоборудовать технику. Были проблемы изза МиГ-29 и у Малайзии.3

Одними лишь «воздушными» проблемами дело не исчерпывается. В свое время в рамках 100-миллионного контракта в Кронштадте модернизировали для ВМС Алжира два боевых корабля еще советской постройки. Только вот ушли в Алжир корабли недоукомплектованными, с бракованным вооружением. Разъяренный заказчик отказался перечислить транш $26 млн.

Скандал может развернуться и вокруг экспортируемых в Алжир танков Т-90СА: срываются их плановые поставки, а ресурс стволов орудий оказался ниже западных. Как пояснил знакомый полковник-танкист, проблема в низком качестве орудийной стали. Однако алжирцам сказали, что все связано «с иными, чем на Западе, взглядами на боевое применение танков». Конфликт может возникнуть и по поводу учебно-боевого самолета Як-130: до 2010 года алжирцам должны быть поставлены 16 таких машин. Только вот их серийного производства нет, а в природе вообще есть лишь три опытных образца, да и госиспытания не завершены.

На индийском фронте

Проблемы у «Рособоронэкспорта» вовсе не на одном лишь «алжирском фронте»: провалы идут косяком. Рекламации поступают даже на «лучший в мире» автомат Калашникова, упавшее качество которого ныне столь же соотносимо с советским, как и квалификация нынешнего менеджмента «Рособоронэкспорта» с профессионализмом советских же руководителей программ военно-технического сотрудничества. Бракоделы-оружейники достали даже самого желанного партнера — Индию, ВМС которой в январе 2008 года отказались принимать у северодвинского судостроительного завода «Звездочка» дизельную подводную лодку «Синдувиджай», отозвав из России ее экипаж.

С кораблями для Индии у наших судостроителей вообще сложно: в разгаре скандал из-за переоборудования на североморском «Севмаше» авианосца Vikramaditya (бывший «Адмирал Горшков»). Дели уже ассигновал на «Горшкова» $2,5 млрд, но судостроители, почти не сдвинув дело с мертвой точки, просят еще $1,5 млрд. Хотя и это уже не оживит Vikramaditya: на верфи дикая нехватка квалифицированных кадров, проблемы с оборудованием, комплектующими. Но все это было ведомо руководству «Рособоронэкспорта» до заключения контракта: на что рассчитывали?

Военно-морской скандал имел место и в 2002 —2004 годах: корабелы тогда задержали сдачу трех фрегатов проекта 1135.6 (тип Talwar), вдобавок оказалось, что корабли небоеспособны из-за проблем зенитноракетного комплекса «Штиль-1». Во время пробных стрельб все 100% пусков ракет «Стилет» оказались, по выражению генерала Владимира Муравника (замдиректор Федеральной службы по оборонному заказу), «мягко говоря, неуспешными». «Самая совершенная» система морской ПВО либо вообще не стреляла, либо ракеты шли «в молоко». Индийцы вчинили «Рособоронэкспорту» штраф на $40 млн. Недавно стало известно, что отложена запланированная передача ВМС Индии в лизинг атомной подводной лодки Chakra: сорваны сроки ее строительства.

С другой техникой не менее показательно. В сентябре 2007 года Дели остановил приемку противолодочных самолетов Ил-38SD.4 Индийцев не устроил комплекс обнаружения подводных лодок «Морской змей», который на испытаниях так и не обнаружил подлодок. Но гендиректор ОАО МАК «Ильюшин» Виктор Ливанов тогда уверял прессу, что «Морской змей» работает... штатно!

Болячки преследуют и поставленные Индии истребители-бомбардировщики Су-30МКИ: индийцы утверждают, что до трети всего парка нуждается в ремонте из-за дефектов двигателей, которые выходят из строя раньше, чем заявлено в гарантийных обязательствах.

Китай, важнейший потребитель российского оружия,5 дал понять, что сворачивает программу закупок российской техники. Одна из причин — ее низкая надежность: половина всех рекламаций на качество российского вооружения исходит именно от китайских военных. В свое время они открыто возмущались установкой на поставленные им эсминцы и подлодки некондиционных ракетных средств: по их утверждениям, ракеты «Москит» и комплекса «Клуб-С» не поражали цели. Летом 2003 года корабелы едва не сорвали контракт на $1,4 млрд на строительство двух эсминцев: питерская пресса цитировала слова владельца «Балтийского завода», что на эсминцы «ставится мусор, лежавший на складах 15 лет».6

Список «пострадавших» обширен и нареканий на качество оружия нет пока лишь от Уго Чавеса: он использует российскую технику лишь на парадах.

Во время визита В. Путина в Алжир 10 марта 2006 г. было достигнуто соглашение о списании этой стране ее долга России ($4,7 млрд) в обмен на закупки российского оружия. Общую сумму военных контрактов оценивают почти в $8 млрд, из которых $1,286 млрд — контракт на поставку 28 МиГ29СМТ и шести МиГ-29УБ.
Летом 2007 года через китайские военные издания вдруг прошла утечка, что двигатели российских боевых самолетов дают отказ после 15 часов работы и за первые полгода эксплуатации у Су-27УБК обнаружены 124 неполадки. Не так давно российские поставщики вообще сорвали заказ на поставку Китаю 34 транспортных самолетов Ил-76 и четырех дозаправщиков Ил-78: контракт заключили, да вот произвести машины мы не в состоянии...
Индийские моряки считают, что подводная лодка «Синдувиджай » небоеспособна из-за обилия заводского брака и проблем с вооружением. Из шести пробных пусков ракет 3М-54 нового противокорабельного комплекса «Клаб-С» в цель не попала ни одна из них.

_____________
1 При этом ссылки делаются на источники сомнительные вроде сайта Le Mouvement Algerien des Officiers Libres — движения «Свободные офицеры Алжира».
2 Транспортно-боевой Ми-35 — экспортный вариант российских ударных вертолетов Ми-24.
3 В середине 90-х годов Малайзия купила 18 МиГ-29СЭ на $615 млн, но затем возникли проблемы с запчастями. И поскольку поставщик не смог ими обеспечить (по мировым стандартам, поставка запчастей к проданной технике должна быть исполнена за 24 — 48 часов), половину самолетов малазийцы были вынуждены разобрать на запчасти.
4 Контракт на модернизацию пяти Ил-38 стоимостью $205 млн подписан в сентябре 2001 г., затем сумма сделки выросла до $400 млн.
5 По оценкам экспертов, на долю Китая приходилось от 40 до 70% российского оружейного экспорта.
6 Газета «Ленинградская правда», 6 июля 2003 г.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.