Антон Носик — журналист, общественный
деятель, известный интернет-деятель и стартап-менеджер. Создал Lenta.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, Newsru.com, BFM.ru, работал в SUP Media руководителем службы блогов (2006–2008), бывший вице-президент, президент и президент по развитию «Рамблер Интернет Холдинг», советник Rambler Media Group. |
Так почему вы вернулись, тем более сейчас, когда на «Живой журнал» идут DDoS-атаки и многие видят за этим желание власти прикрыть популярный сервис?
Если бы существовал заказ с самого верха на закрытие ЖЖ, то никто бы не стал возиться с DDoS: государство, как оно это обычно делает, пошло бы к акционерам — у НТВ никто не грыз кабель, просто посадили собственника. И все.
Существует тусовка политтехнологов и пиарщиков, которым хорошо жилось в 1990-е, потому что в стране было 225 одномандатных округов, 89 субъектов Федерации, и в каждом были выборы. У этой тусовки была работа: в каждом регионе баллотировалось по 5 человек, и даже те, кто не собирался выигрывать, нанимали специалистов. А потом все эти выборы были отменены. Чем последние 5 лет занимается эта отлученная от предвыборной борьбы тусовка?
„
Сейчас жизни ЖЖ ничего не угрожает. Атаки продолжаются, но уже 3,5 месяца ЖЖ не лежал ни одного часа
”
Они сначала попытались работать в странах с большим русскоязычным населением — Израиле, Украине, но ничего не получилось, потому что там нет нефти. Теперь кусок хлеба этой шоблы — придумывать врагов Отечества и выцыганивать у власти бюджеты на противостояние этим врагам. Нынешняя власть — это политтехнологический проект, и она понимает, что обязана этим людям, поэтому и позволяет им все это делать. Враги придумываются на пустом месте. Например, объявляется: наш враг — Газета.Ru и «Коммерсант». Начинается: пикет, туалетная бумага, DDoS. Или: наш враг Эстония — пикеты, забрасывание посла помидорами, DDoS. Наш враг Грузия — пикеты, марши, DDoS. Наш враг Навальный — компроматы, боты, DDoS. Это просто часть инструментария этих проходимцев. Не надо видеть в этом руку Кремля. Если бы Кремль протянул руку к ЖЖ — то к акционерам, а не к серверам. Сейчас жизни ЖЖ ничего не угрожает. Атаки продолжаются, но уже 3,5 месяца ЖЖ не лежал ни одного часа. С сегодняшним уровнем атаки ЖЖ справляется. Что будет завтра — посмотрим завтра.
Что касается возвращения: меня пригласили президент SUP Аннелис ван ден Бельт и генеральный директор Лилия Омашева. Когда я уходил из SUP, у нас не было никаких конфликтов, ко мне регулярно обращались за консультацией. Но мне нужно было делать сайт BFM, сесть и с нуля создать стартап на экономическую тему, а это неправильно, когда ты собираешься сильно вложиться в проект, а у тебя есть еще какая-то, даже номинальная, должность. Поэтому я и ушел в 2008-м.
Вашу кандидатуру с Кремлем пришлось согласовывать? Все-таки ЖЖ стал вполне электоральным ресурсом.
Нет, это пока еще не Первый канал.
После летних DDoS-атак стало модно обсуждать переезд блогеров на альтернативные платформы. Ваше возвращение связано с падением популярности ЖЖ?
Сентябрьские замеры TNS показали, что у ЖЖ была рекордная за все время существования посещаемость. Уверен, октябрь выдался таким же. У ЖЖ есть потенциал, есть несколько конкурентных преимуществ, из-за которых людям просто некуда деваться оттуда. Правда, нам кажется, это довольно хреновое обозначение конкурентного преимущества — что пользователям некуда идти. Должна быть еще какая-то радость и удовольствие от пользования ресурсом. А идти некуда потому, что Google, Yahoo, Microsoft, Facebook сочли, что коллективный блогхостинг неперспективен и неинтересен — один и тот же человек может либо написать один пост, либо сто раз поменять статус, поэтому пусть лучше статус меняет, а не посты пишет.
А насчет альтернативы… Вот есть Google+, у меня есть там 22,5 тыс. друзей, у Тёмы Лебедева и Навального — 30 тыс., но что, мы ушли? Кто-то ушел? Нет, вернулись сразу же, как появилась возможность. Google+ — очень интересный ресурс, но по сравнению с ЖЖ как инструмент самовыражения — это просто детский трехколесный велосипед.
Что значит ваша должность — медиадиректор? Чем будете заниматься?
Этой должности в SUP раньше не было. Компания доросла до того, что стала медиахолдингом. И у нее есть серьезная потребность в медийной стратегии. За 5 лет компания из стартапа с лицензией калифорнийской фирмы на обслуживание кириллического сегмента ЖЖ превратилась в издательский дом с 10 разноплановыми брендами, 7 из них — медийные. Мне надо настроить между ними синергию, потому что схемы использования друг друга как площадки для обмена трафиком, что было популярно в первой половине нулевых, сегодня не работают. Работают какие-то более глубокие сущностные связи. Сегодня существует полная инфляция баннера как рекламного инструмента, пригоден он только для брендинга, поэтому пора искать сущностные подходы, нужны стратегии. С другой стороны, есть планы развития ЖЖ на 2012 год — огромное количество работы, непаханое поле, и там моего видения нужно будет много. И в связи с этим мы с SUP и решили, что есть смысл оформить наши отношения.
Мне не важно, чтобы моя воля, мое видение навязывались людям, которые не согласны с моим решением, — достаточно того, чтобы люди, как команда, оценивали ситуацию одинаково. Тогда у людей есть консенсус, а когда есть консенсус, нет разницы, кто главнее. Проблема многоэтажных структур состоит в том, что в них может не быть консенсуса. В SUP у меня, у менеджмента компании, Ильи Дронова, главы Livejournal Russia, и акционеров — общее видение задачи.
И в чем же оно состоит?
В том, что повышение лояльности аудитории к ресурсу и превращение «Живого журнала» в более уютное для пользователя место — важнее зарабатывания денег по традиционным медийным моделям вроде навешивания баннеров на все страницы. Ради аудитории в 10 млн россиян стоит поработать.
Какие шаги будете предпринимать?
Я не хочу говорить об этом подробно, потому что программу по развитию ЖЖ придумал Илья Дронов, и он скоро обо всем подробно расскажет. Это большие действия, которые приведут к далекоидущим изменениям, которые все будут обсуждать. Одним словом, мы хотим, чтобы КПД ЖЖшного писательства (восприятие, ретрансляция, обсуждение) возрос.
SUP (СУП) — российско-американская медийная компания со штаб-квартирой в Москве. Стала известна после приобретения у компании Six Apart сайта Livejournal.com. В России действует через ЗАО «Суп Фабрик». Компания была основана в 2006 г. российским предпринимателем Александром Мамутом и американским издателем Эндрю Полсоном. Акционеры компании — Издательский дом «Коммерсант», Александр Мамут. Президент — Аннелис ван ден Бельт. По сведениям с официального сайта, на данный момент СУП контролирует следующие интернет-проекты: интернет-издание Газета.Ru, блог-платформу «Живой журнал», спортивное издание Чемпионат.ru, социальную сеть для болельщиков Фанат.ru, сервис по подбору автомобилей Quto.ru, сайт о путешествиях Redigo.ru.
глава Livejournal Russia,
о новом этапе развития ЖЖ
1. ЖЖ был написан в 1999 году, и с тех пор внешний вид сильно не изменился. Поэтому будет переделана визуализация. Пришло время ее поменять.
2. Будет переписан серверный код — когда Бред Фицпатрик создавал Livejournal, он создавал его для себя и своих друзей и не предполагал, что он станет такой популярной платформой. Нынешняя серверная архитектура не способна выдерживать подобных пользовательских наплывов.
3. Дисплейная реклама будет выведена из всех дневников — больше никаких баннеров в ЖЖ. Мы легализуем пользовательскую рекламу — по нынешним правилам пользователь не имеет права вести коммерческую деятельность и ставить собственные баннеры. Теперь сможет. Один из рассматриваемых вариантов нового подхода — мы можем заключить партнерский договор с какой-нибудь компанией, чтобы она предоставляла блогерам рекламу и брала с этого процент.
Tweet