Сильвио Берлускони на саммите G20 в Канне. Вид сзади
Уход долгожителя. Сильвио Берлускони пообещал, что подаст в отставку, если парламент Италии проголосует за антикризисные меры, предложенные руководством ЕС. В истории Италии заканчивается целая эпоха
Политический «берлусконизм» просуществовал почти 18 лет, «берлусконизм» культурный и социальный изживать придется еще долго. Обсуждаемый всеми строительный, телевизионный, печатный, банковский и страховой магнат провел 8 из последних 10 лет во главе правительства Италии. Он поселил в умах итальянцев идею прямых выборов премьер-министра, хоть Италия формально — парламентская республика. Он пережил около 50 вотумов недоверия, из которых выходил победителем. Заворожил страну, замершую между так и не осуществившейся мечтой о либеральной революции и кошмаром популистской пассивности.
9 ноября голосованием палаты депутатов по отчету об исполнении бюджета за 2010 год завершилась целая эпоха. Лишь 308 из 630 депутатов проголосовали в поддержку кабинета министров, тем самым подтвердив конец политического большинства, поддерживавшего четвертое правительство Берлускони. «Но подлинное политическое большинство перестало существовать еще год назад, с уходом председателя Палаты депутатов Джанфранко Фини. Этот разрыв стал ошибкой, в которой отчасти виноват сам Берлускони, — сказал The New Times Джулиано Каццола, депутат от партии «Народ свободы», критикующий последний этап жизни правительства, несмотря на свою близость к премьеру. — Эпохи крупных политических фигур завершаются либо внезапным уходом, как в случае с де Голлем и Тэтчер, либо поражением, носящим личный характер. Сейчас остается надеяться, что конец Берлускони не разрушит «Народ свободы», партию, по-прежнему пользующуюся популярностью у итальянцев и соревнующуюся с Демократической партией за поддержку избирателей».
И ты, Брут…
Уход Фини, а вместе с ним и группы преданных людей в 2010 году сильно ослабил большинство, которое с того момента, в особенности в Палате депутатов, выживало лишь благодаря поддержке перебежчиков. Речь о тех, кто переметнулся в «Народ свободы» из таких центристских образований, как «Союз христианских демократов и центра» Пьерфердинандо Казини и «Движение за автономию» губернатора Сицилии Раффаэле Ломбардо, и даже из таких радикально оппозиционных партий, как «Италия ценностей» Антонио Ди Пьетро. С тех пор правительство постоянно подвергалось шантажу со стороны трансформистов, требовавших должностей и легкого приработка в обмен на поддержку в парламенте. Отныне исполнительная власть потеряла былой размах: над ее решениями постоянно висел «дамоклов меч» — вето, которое могли наложить в парламенте небольшие группы законодателей и даже отдельные депутаты.
„
”
Берлускони о себе: «На вопрос, хотят ли они заняться со мной сексом, 30% женщин отвечают «Да!», а 70% говорят: «Что, опять?»
”
«Контроль мы потеряли три года назад. В эту легислатуру не было проведено ни одной реформы, а в последние месяцы мы остались без политического лидера», — считает секретарь Демократической партии Пьер Луиджи Берсани. А многие члены партии «Италия ценностей» добавляют: «Мы могли бы последовать опыту Бельгии, которая более года оставалась без правительства, большой разницы бы не было. Напротив, возможно, было бы лучше».
Кавальере ошибается
Неспособность исполнительной власти принимать решения в итоге окончательно испортила имидж премьера и подорвала его авторитет на международной арене. Не последнюю роль тут сыграли и сексуальные скандалы и личные судебные злоключения Кавальере. Отягчающим фактором в глазах Европы стала бескомпромиссность главного союзника Берлускони — партии «Леги Норд», неизменно противящейся таким важным мерам, как упразднение провинций, повышение пенсионного возраста и отмена выплат пособий людям пожилого возраста без трудового стажа. Такие выплаты — €516 в месяц — явление для Европы уникальное и практикуется только в Италии. Как говорит тот же Каццола: «Кавальере совершил ошибку, разругавшись с министром экономики Тремонти, который был нашей гарантией в Европе и на рынках. В июле, когда был принят «финансовый маневр», возникло слияние двух непримиримых политических линий, присутствующих в правительстве: строго следящих за счетами и делающих ставки на экономический рост. Затем настал трагический август, когда был подготовлен новый «маневр», несколько раз переделывавшийся из-за конфликтов в рядах большинства: все министры спорили между собой и открыто выступали против Тремонти. Тогда и началось стремительное падение, которое сегодня ставит нас на один уровень с Грецией, несмотря на то что мы обладаем хорошим экономическим фундаментом».
В прошлый вторник, в то время как Берлускони направлялся в Квиринал, резиденцию президента республики, спред между десятилетними итальянскими гособлигациями Btp и аналогичными немецкими бондами превысил психологическую отметку в 500 базовых пунктов. Президенту Джорджо Наполитано премьер пообещал уйти в отставку после того, как парламент одобрит закон о стабильности, включающий изменения, которые должны отражать установки Еврокомиссии. Тем временем доходность на те же итальянские гособлигации приближается к фатальному порогу 7%, заставившему в свое время Грецию, Португалию и Ирландию просить Европу о финансовой помощи. Ситуация ухудшается даже не ежедневно, а ежечасно, и тем не менее Берлускони уступил не сразу, и лишь благодаря давлению со стороны Наполитано сообщил, что уйдет после завершения первой части реформ, которых ожидают ЕС и международные рынки. То есть через 15 дней или даже в первую неделю декабря.
Терминатор
Тем не менее оппозиция не до конца верит премьеру. Ни для кого не секрет, что Берлускони — боец, умеющий «держать удар», и потому многие считают пророческой фразу комика Маурицио Кроццы: «Он как Терминатор: чтобы избавиться от него раз и навсегда, нужно его расплавить».
Однако Берлускони дал слово чести Наполетано, пообещав также, что на следующих выборах не будет выставлять свою кандидатуру. Его намерения ясны: приписать себе заслугу принятия мер, требуемых Брюсселем и включенных в закон о стабильности, тем самым став в глазах общества политиком, который думает о благе страны.
Для себя Берлускони уже решил, кто станет новым правоцентристским кандидатом на пост премьера. Своим преемником он назначил 41-летнего сицилийца — верного Анджелино Альфано. В прошлом Альфано — министр юстиции, а ныне — секретарь «Народа свободы». В паре с ним может быть выдвинут легист Роберто Марони, нынешний министр внутренних дел и второе лицо в «Карроччо» (итал. carroccio — средневековая повозка со штандартом коммуны, так в Италии называют партию «Лега Норд»), властный политик, часто конфликтующий со старым лидером «Леги» Умберто Босси.
„
”
Берлускони о себе: «Я — Иисус Христос в политике. Я терпеливая жертва, я со всеми нахожу общий язык, я приношу себя в жертву всем и каждому»
”
Берлускони хочет исключить сценарий, при котором президент поручит другому лицу сформировать правительство общественного спокойствия и национального единства, которое протянет до 2013 года, когда легислатура закончится естественным образом. Наиболее вероятным кандидатом сегодня называют Марио Монти, президента Университета Боккони и бывшего комиссара ЕС, фигуру, очень ценимую за границей и с большими связями в Европе. Проблема состоит в том, что поддержки Демократической партии и так называемого «Третьего полюса» центристов («Союз христианских демократов и центра», «Будущее и свобода для Италии», «Альянс за Италию» и «Движение за автономию») недостаточно, чтобы создать техническое правительство, которое смогло бы противостоять экономическому кризису. Требуется также поддержка большинства «Народа свободы». Тех немногих отступников, что отправили в нокдаун Берлускони, недостаточно.
Все под контролем
Тем временем давление ЕС на Италию усиливается, а рынки не ждут. ЕС потребовал новых обязательств по государственным счетам, чтобы достичь баланса госбюджета в 2013 году, а также досрочного принятия структурных мер, нацеленных на рост, — реформы рынка труда и упрощения процедуры увольнений. Ранее Берлускони обещал реализацию этих мер лишь к весне 2012 года.
Европейский комиссар по финансовым вопросам Олли Рен с волнением следит за событиями в Риме. На прошлой неделе он направил туда детальный список вопросов, касающихся исполнения антикризисных мер, а в минувшую среду в Италии начали работу эксперты ЕС и ЕЦБ. Также каждые две недели туда будет наведываться и миссия МВФ.
Фонд намерен увеличить свою дотацию за счет вмешательства быстроразвивающихся стран, например, членов БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Именно Москва при посредстве МВФ готова оказать поддержку Еврозоне в сумме до $10 млрд. Россия не исключает и возможности дальнейшей помощи государствам ЕС напрямую. В Каннах был запланирован тет-а-тет между Берлускони и Дмитрием Медведевым, так и не состоявшийся из-за перегруженности графика французского саммита, в ходе которого, вероятно, обсуждалось бы возможное вмешательство российской стороны в ситуацию с государственным долгом Италии.
Рим, 10 ноября 2011 г. Надпись на плакате: «Во имя Италии — Берлускони в отставку»
Скорее всего, нынешнее опасное развитие итальянской ситуации отобьет у Москвы желание оказывать Риму прямую поддержку. К тому же уход Берлускони сводит на нет возможность влияния его дружбы с Владимиром Путиным. Кроме того, для Кремля предпочтительнее действовать через МВФ, что, несомненно, повысит вес России в этой организации.
Оно не тонет
Каковы на данный момент временные рамки переходного периода в Италии? Макси-поправка к закону о стабильности, содержащая ту часть реформ, на которой настояла Европа (приватизации, либерализация услуг и осуществления профессий, инфраструктура и передвижения госслужащих), получив одобрение в Сенате, в понедельник-вторник должна поступить в палату депутатов для окончательного одобрения. Оппозиция настояла на кратчайших сроках, чтобы скорее начать процесс стабилизации в стране, а заодно приблизить отставку Берлускони. Правоцентристы же, по мнению представителей Демократической партии, «Италии ценностей» и «Третьего полюса», медлят, надеясь дотянуть до середины декабря.
Случится ли это в конце ноября или в середине декабря, но после того как Берлускони сложит с себя полномочия, президент Наполитано начнет консультации с представителями политических партий, чтобы понять, существует ли возможность сформировать новое правительство. И не исключено, что многие парламентарии, включая правоцентристов, поменяют мнение и попросят о продолжении легислатуры. Как язвительно замечают некоторые, почти для 150 депутатов нынешний пятилетний срок в парламенте — первый, и чтобы получить пожизненную ренту, они должны его завершить. Иначе пенсии они не получат. Италия стоит на краю бездны, но «каста» всегда знает, как удержаться на плаву.
Tweet