#Родное

#Суд и тюрьма

Государство окучивает социальные сети

17.03.2008 | Сальманов Олег , Козырев Олег | № 11 от 17 марта 2008 года

Власть потянуло в сети. Сенсация дня: «Газпромбанк», компания, аффилированная с государством, покупает популярный видеосервис RuTube. Интернет–сообщество ставит это событие в один ряд с покупкой другим близким к Кремлю бизнесменом американского сервиса онлайн-дневников Livejournal.com. Социальные сети берут под госконтроль? — ответ на этот вопрос искал The New Times

Олег Сальманов, Олег Козырев

«Газпром-Медиа» — холдинг, принадлежащий «Газпромбанку», который контролирует близкий друг Владимира Путина Юрий Ковальчук (The New Times писал об этом в статье «Смена декораций» в № 7 от 18.02.2008 г.), завершает сделку по покупке контрольного пакета компании, владеющей видеосервисом RuTube. Российский портал, позволяющий любому пользователю свободно размещать видеосъемку в интернете, оценен в $15 миллионов. Что же заставило акул российского бизнеса двинуться в сторону социальных сетей?

Народ, говори!

Социальные сети — удивительный продукт эпохи. Интернет заполонили сообщества, пользователи которых свободно обмениваются друг с другом информацией. Без посредников. Видео, аудио, дневниковые записи, энциклопедические статьи, анкеты, новости, фото — все это можно найти в народных порталах, создаваемых с участием самих пользователей.

Крупнейшей в мире социальной сетью является MySpace, объединяющей порядка 200 миллионов пользователей. Сервис Facebook объединяет выпускников и учащихся колледжей — на нем зарегистрировано около 80 млн человек. Свои социальные сети появились у крупнейших интернет-порталов: у Google — Blogger.com, у Yahoo! — Yahoo! 360°, Windows Live Spaces — у MSN. Существует также огромное количество сетей самой разной тематики: женские социальные сети, сети для любителей книг, для частных инвесторов и т.д.

Российские социальные сети стали появляться лишь в последние пять лет и быстро набирают популярность. А раз так, то ими заинтересовался и серьезный бизнес. Например, холдинг Digital Sky Technologies (DST) купил крупные пакеты в суперпопулярных российских социальных сетях odnoklassniki. ru (12 млн пользователей) и vkontakte.ru (8 млн пользователей), а также владеет долей в портале mail.ru, оцениваемом в $550 млн1 . Основной владелец — бывший топменеджер группы «Менатеп» и концерна «Нефтяной» Юрий Мильнер, недавно он вошел в список 500 самых богатых людей страны2.

Кремль слушает да ест

В последние месяцы социальными сетями заинтересовались компании, близкие к Кремлю. Полтора года назад Александр Мамут, бизнесмен, имя которого традиционно связывают с администрацией президента, создал компанию «СУП», которая взяла на себя обслуживание кириллической части онлайн-дневников — сервиса Livejournal. com, принадлежащего американской компании Six Apart, а 3 декабря 2007 года объявила о покупке и всего сервиса. За 18-миллионную аудиторию «Живого журнала» Мамут, по неофициальным данным, заплатил $30 млн, то есть порядка $1,7 за пользователя, что считается вполне выгодным: нынешняя рыночная цена — $10 за пользователя.

RuTube, преобретенный «Газпром-Медиа», является российским аналогом YouTube, купленного два года назад интернет-гигантом Google за $1,65 млрд. Цену той сделки многие аналитики посчитали завышенной: исходя из 75-миллионной ежемесячной аудитории, Google заплатил порядка $22 за посетителя. RuTube при ежемесячной аудитории 4,5–5,5 млн человек приобретен по цене порядка $3 за посетителя. Профессионалы рынка, впрочем, пока не понимают, на чем новые владельцы собираются зарабатывать деньги. «Поскольку никаких реальных среднесрочных перспектив я у данной бизнес-модели не вижу, то я бы не стал покупать RuTube ни за какие деньги», — говорит генеральный директор компании Tvigle Media Егор Яковлев.

YouTube, а то проиграешь

Одна, если не главная, причина такого интереса к социальным сетям заключается в том, что в мире они зарекомендовали себя как эффективные инструменты политики. Например, в нынешней президентской кампании в США кандидаты — и демократы, и республиканцы — самым активным образом используют именно социальные сети. И Барак Обама и Хиллари Клинтон ведут блоги, размещают видеоматериалы, а поддерживающие их избиратели исключительно на голом энтузиазме вывешивают в том же YouTube свои ролики в поддержку того или иного кандидата. Республиканец Рон Пол благодаря одному из таких роликов и только за один день собрал через интернет $10 млн. Что там говорить, если даже у заклятого «друга» Америки главы Ирана Ахмадинежада есть онлайн-дневник. Итальянский комик Беппе Грилло, активно высмеивающий политическую элиту страны, через интернет сумел мобилизовать под свои политические лозунги миллионы соотечественников (его блог является сейчас самым популярным блогом Италии) и выводит на улицы многотысячные демонстрации. Австралийский премьер Джон Говард использовал YouTube, чтобы обратиться к нации с просьбой не принимать участие в акциях антиглобалистов. Только что в интернете появился блог и нового армянского президента Сержа Саркисяна.

В России социальные сети тоже становятся участниками большой политики. Например, ролик, размещенный на YouTube, в котором зафиксировано, как ведущий государственного телеканала «Россия» сообщает, что застреленный экстремистами премьер Сербии Зоран Джинджич «получил заслуженную пулю», активно смотрели в Сербии. И возмущались. В результате Дмитрию Медведеву, прибывшему в Белград, пришлось за этот инцидент принести официальные извинения.

Российское интернет-сообщество с тревогой следит за переходом социальных сетей под контроль тех, кто лоялен и отзывчив к запросам власти. Многие еще помнят, какими были федеральные СМИ до прихода Владимира Путина в Кремль. Да, покупка государственными корпорациями (или близкими к Кремлю бизнесменами) крупных медиа не всегда и необязательно ведет к тому, что они перестают быть объективными. Но законная возможность в случае чего «выключить кнопку» у власти появляется. Надо лишь, чтобы сети были в нужных руках.

_____________
1 Расчет сделан исходя из суммы покупки 30-процентного пакета его акций южноафриканской компанией Naspres.
2 Список, составляемый ежегодно журналом «Финанс».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.