Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

#Суд и тюрьма

Скромненький черный платочек

10.03.2008 | Новодворская Валерия | № 10 от 10 марта 2008 года

Последние несколько лет в Европе и Турции приходится решать законодательным путем вопрос о женских туалетах (то о вуали, то о хиджабе, то о платке). Некоторые легкомысленно считают это блажью: мол, пусть хоть чулок на голову надевают, хоть в саванах ходят, хоть в бикини. На то она и свобода. Но в вопрос о скромненьких синих, белых и черных платочках изначально закладываются два очень старых и существенных вопроса, два вызова, с которыми столкнулась Европа и сейчас, благодаря традиционалистской партии, пришедшей к власти, сталкивается Турция. Россия же столкнулась с полным игнорированием российской Конституции со стороны Рамзана Кадырова даже в этом «платочном» и «одежном» вопросе (хотя, снявши голову, по волосам не плачут, и тем более по платкам).

В связи с празднованием хоть и левого, хоть и просоветского дня 8 Марта, который, однако, связан с борьбой женщин за свои права (несмотря на Клару Цеткин), хочется наконец сформулировать эти два вопроса, которые сейчас решают Запад и Восток, не смея признаться в их сути даже самим себе.

Эти вопросы ужасны. Вопрос № 1: может ли Европа разрешить своим новым гражданам борьбу за бесправие? Вопрос № 2, казалось бы, давно решен. Ан нет. На вопрос: «Человек ли женщина?» — до сих пор дают два разных ответа.

Возможны варианты. От глухого мешка паранджи в Саудовской Аравии и Афганистане (хотя афганские власти никого к этому не принуждают) до хиджаба в Иране, платка и длинного платья в Пакистане и Чечне и — самый худший вариант — до африканских судов над английскими преподавателями, посмевшими назвать плюшевую игрушку Мухаммедом (после детского голосования), или даже до калечащей девушку операции, этакого обрезания, чтобы несчастная не могла получать удовольствие от плотской любви. Но от косынки до паранджи суть одна: женщина неравна и неполноценна. Даром трудились суфражистки, феминистки и просто прогрессистки: значительная часть Востока не признает равенства между мужчиной и женщиной и хочет, чтобы и Запад с этим смирился. Помните, что сделали афганские фанатики с похищенными христианскими миссионерами и иранские силовики — с захваченным экипажем британского военного судна? Первым делом закутали женщин в платки и покрывала. Хотя те в гости к ним не напрашивались.

И Турция действительно официально признает неравенство и бесправие женщин, если позволит им ходить в платке в университет. Во Франции запретили, а в Англии предоставили право решать учителям (попадется такой, как архиепископ Кентерберийский, так у него на уроки в парандже будут ходить).

Речь не идет о неприличии или разврате. Но если мужчина может ходить в шортах, а женщина — нет (и даже джинсы в Иране, да уже и в Чечне, исключены), если девушку за короткую майку или открытое лицо растерзают на улице, то речь идет не о моде и не о целомудрии — о фундаментальных правах человека. И пусть хотя бы в лицее, университете или парламенте мусульманские женщины вступают в пространство Равенства и Свободы. И что с того, что бедняжки, выросшие в странах и семьях фундаменталистской ориентации, где свободой и не пахнет, сами требуют на митингах свой платок? Мы здесь и не такое видели. Народ давился на похоронах тирана, оплакивает до сих пор СССР и голосует за сотрудников КГБ. Десятилетия рабства даром не проходят. А столетия женского бесправия на Востоке?

Я не разделяю программу демпартии США, мне близки республиканцы; но иногда мне хочется, чтобы президентом стала Хиллари: просто, чтобы все увидели, что у жен можно поучиться не только щи варить.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.