По кругу. На модернизацию системы здравоохранения в стране планируется потратить 460 млрд рублей. Куда пойдут эти деньги и будет ли от них толк — разбирался The New Times
Архаичную и малоэффективную систему российского здравоохранения пытались реформировать несколько раз. Однако не помогло ни введение обязательного медицинского страхования, ни стартовавший в 2005 году под патронатом тогда еще вице-премьера Дмитрия Медведева национальный проект «Здоровье». Теперь объявлено о модернизации здравоохранения.
Залатать дыры
Деньги на проект соберут в течение 2011–2012 годов с работодателей за счет увеличения страховых взносов**В 2011 г. их повысили с 26% до 34%, в следующем году будет 30%.. 460 млрд рублей будут пущены на три основных направления. 132 млрд уйдет на создание стандартов медицинского обслуживания, 24 млрд — на информатизацию здравоохранения. А основную часть денег — 304 млрд рублей — решено потратить на обновление медицинской инфраструктуры: с ней в России катастрофическая ситуация. Изношенность фондов — более 80%. В стране 32% больниц и 30% поликлиник требуют капитального ремонта, огромное количество зданий — в аварийном состоянии, до сих пор есть больницы без канализации, горячей воды и даже электричества.
Первоначально предполагалось, что на местах проведут инвентаризацию и спроектируют медицинскую инфраструктуру, которая будет соответствовать потребностям населения. Но когда регионы подсчитали, сколько им нужно на капитальный ремонт и оборудование, получилось, что потребность в деньгах приблизительно в 4 раза превышает всю запланированную сумму! И тогда Минздрав начал резать региональные программы. Территориям велели умерить аппетиты и выбрать приоритеты. Причем даже на них будет выделяться лишь часть необходимых средств.
Неизбежная больница
Между тем латание дыр — это никакая не модернизация, а сохранение безнадежно устаревшей системы.
Сейчас в мире главный тренд в развитии здравоохранения — мотивация населения к тому, чтобы оно заботилось о своем здоровье. Профилактика всегда дешевле. А наши программы, как и национальный проект «Здоровье», как и вся политика Министерства здравоохранения, укрепляют систему оказания медицинской помощи. С одной стороны, это хорошо, с другой — разворачивать центры лечения можно до бесконечности, и это всегда будет дорого: люди попадают в больницу уже в утяжеленном, как говорят врачи, состоянии. А все потому, что на начальном этапе, в амбулатории, болезнь не отследили или у человека не было возможности купить нужные лекарства. Бесплатные медикаменты (да и то не все необходимые) можно получить только в больнице. В большинстве других развитых стран назначенное врачом лекарство вам выдадут через систему лекарственного страхования, независимо от того, дома вы будете лечиться или в больнице. Даже бедная Молдавия ввела лекарственное страхование и бесплатные лекарства для своих граждан. В Польше, где ВВП на душу населения такой же, как в России, государство тратит на бесплатное лекарственное обеспечение в пересчете на душу населения в 4 раза больше. А в Англии, подушевой ВВП которой вдвое больше российского, на бесплатные лекарства для населения государство тратит в 16 раз больше.
Как посчитала Международная ассоциация фармпроизводителей, из-за существующей политики лекарственного обеспечения, то есть неэффективного лечения, Россия теряет до 6% ВВП.
Дома — дешевле
Здравоохранение во всем мире обходится дорого: увеличивается продолжительность жизни, растут затраты и на лечение. Кроме того, появляются новые эффективные, но и более дорогие лекарства и технологии. Поэтому на Западе активно думают над тем, как сдержать рост расходов на здравоохранение и рационально использовать имеющиеся средства. Так была придумана, в частности, система домашнего ухода для пенсионеров, home care, которая сейчас развивается во всех европейских странах, в Японии и США. Суть ее проста: если у пенсионера хроническое заболевание, ему не нужно ложиться в стационар — есть мобильные комплексы, которые отслеживают его состояние на дому. В Америке это маленькие дистанционные датчики, установленные у хронического больного дома: как только его состояние изменяется, пациенту сразу звонит медсестра и напоминает, что нужно принять лекарство, или приезжает, чтобы сделать укол. Этот вариант значительно дешевле, эффективнее и удобнее для хронических больных. А для государства снижает колоссальные затраты на стационары — они служат для лечения только тяжелых, угрожающих жизни состояний.
„
”
Качество медобслуживания в России Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признает одним из худших в мире: по этому показателю наша страна занимает 130-е место из 190, находясь между Перу и Гондурасом
”
Мы же в России по-прежнему вкладываемся в «стены». Наша страна — один из мировых лидеров по числу больничных коек на душу населения, примерно 10 койко-мест на 1 тыс. человек. При этом качество медобслуживания в России Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признает одним из худших в мире: по этому показателю наша страна занимает 130-е место из 190, находясь между Перу и Гондурасом.
Вывод напрашивается сам собой: если в больнице нет канализации, ее нужно закрывать — в таком виде она никому не нужна. Куда дешевле наладить мобильное обслуживание больных на дому, тем более что к этому можно привлечь малый бизнес. И тогда денег, выделенных на «стены», хватило бы и на лекарственное страхование, и на ведение домашнего мониторинга, и, что не менее важно, на серьезную пропаганду здорового образа жизни.
Tweet