Любые предлагаемые реформы здравоохранения исходят из того, что хороших врачей у нас хватает, плоха лишь система. Это не так. Главные беды нашей медицины — катастрофическое интеллектуальное отставание врачей и разрушение медицинской иерархии. Не стоит надеяться, что хорошее финансирование и ликвидация воровства приведут к качественной медицинской помощи: будет много денег — будет назначено больше ненужных лекарств и лишних обследований.
Суть врачебной профессии — в выполнении врачебных действий, во врачебном поведении. Прежде оно состояло в следовании своему опыту и опыту учителей и коллег, сейчас — в следовании западным стандартам диагностики и лечения. Эти стандарты (а их уже тысячи, десятки тысяч) записаны (разумеется, по-английски) и лежат в интернете, на их основе написаны практические руководства по всем разделам медицины. Фольклорное представление о враче как о целителе-спасителе ложно. Он должен быть прежде всего профессионалом — обладать полнотой знаний в своей области и следовать принципам научной медицины. Таких в России ничтожно мало.
Другая крайность, которую мы наблюдаем в последние годы, — превращение медицины в сферу обслуживания («медицинское обслуживание», «медицинские услуги»). Медицина же, как и занятие наукой или искусством, — это в первую очередь служение.
Две основные функции медицины — оказание действенной помощи (лечебной, профилактической) и создание в обществе и у отдельных его членов чувства защищенности. Со второй задачей очень хорошо справлялась советская медицина. И поныне медицинская помощь остается доступной, почти у любого есть возможность быстро попасть к врачу: можно вызвать скорую помощь, обратиться в поликлинику, в приемное отделение больницы. Громкие эффектные мероприятия (например, трансплантация легкого — первая в России, произведенная французским хирургом) только усиливают впечатление всеобщей защищенности: если надо, у нас могут всё. Это, безусловно, важная функция медицины, и недооценивать ее нельзя. Но доступность медицинской помощи не тождественна ее действенности.
„
”
Работая в провинциальной больнице, я пришел к выводу, что все проводимые в последние годы реформы в сфере здравоохранения либо бесполезны, либо вредны
”
Работая в провинциальной больнице, я пришел к выводу, что все проводимые в последние годы реформы в сфере здравоохранения либо бесполезны, либо вредны. Быстрого результата в медицине добиться невозможно, а наша власть, которая, судя по всему, пришла править надолго, действует как временщик: результаты ожидаются через полгода-год, иначе ей, власти, неинтересно и затеваться. Нужно другое — программа реформирования медицинского образования, рассчитанная на следующее поколение врачей, а никто этим всерьез заниматься не собирается. Нужны новые преподаватели, причем с Запада, наши безнадежно отстали, нужно больше английского и математики в медицинских вузах, надо снова сделать медицину интеллектуальной профессией.
Надо переосмыслить роль больниц: у нас в больнице лежат, чтобы подлечиться, на Западе — чтобы сделать то, что невозможно в амбулаторных условиях. Требуется массовое сокращение врачей — из числа безнадежных (а таких в нашем здравоохранении большинство). Нужна переподготовка медицинских сестер, повышение их роли — они еще больше, чем врачи, соприкасаются с больными.
Наконец, необходимо отмежеваться от всяческой «нетрадиционной» медицины (она же «народная»). Надо запретить всякую медицинскую рекламу в средствах массовой информации: зачастую она носит преступный с точки зрения науки и здравого смысла характер.
Сознаю, сколь утопичны эти предложения, но надо понять, что ни законами, ни деньгами уже всерьез не поможешь. Остается рассчитывать на то, что у некоторых врачей есть знания и совесть, но эти категории ни в какие схемы реформ не вмещаются. Предлагаю поэтому оставить попытки реформировать российское здравоохранение до лучших времен. Сделать что-то полезное в медицине сейчас можно только личным участием. И возможности для этого велики.
Tweet