#Картина мира

Боливарианская здравница

2011.10.15

Уго Чавес национализирует карибский архипелаг

45-1.jpg
7 октября. Уго Чавес принимает Игоря Сечина

Боливарианская здравница. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о намерении национализировать десятки отелей и дорогих вилл на карибском архипелаге Лос-Рокес, чтобы построить там «огромный курорт для бедных». Что стоит за очередным революционным планом венесуэльского лидера — разбирался The New Times

«Помните книгу датчанина Арне Фалька-Рённе «Слева по борту — рай» — там эти слова относились к острову Пасхи. Но настоящий рай — это Лос-Рокес», — делится венесуэльскими впечатлениями петербуржец Олег, океанограф по профессии. Книгу датчанина Фалька-Рённе автор не читал, но соотечественника Олега понять можно. Архипелаг Лос-Рокес, находящийся в 160 км к северу от Каракаса и состоящий из 350 островов, — это и вправду жемчужина Творенья. Здесь одни из самых чистых и пустынных песчаных пляжей на всех Карибах, великолепные коралловые рифы и прозрачные воды, в которых водятся любимые дайверами рыбы лоро и ангел с потрясающей радужной окраской и желтыми полосами на теле — они совершенно не боятся человека и любят «танцевать» рядом с ныряльщиками. В течение многих лет Лос-Рокес был Меккой для иностранных туристов, любителей нетронутой природы и тишины. Часть островов необитаемы, на других стоят отели и роскошные виллы, которые сдаются приезжим. Вот их-то и собирается национализировать Уго Чавес, чтобы создать на архипелаге курорт для неимущих. Доставлять бедняков на острова он собирается на яхтах и катерах, которые также будут отобраны у богачей.

Предсказуемый шаг

После прихода к власти в 1999 году Уго Чавес провел ряд масштабных кампаний по национализации. Под контроль государства перешли нефтяные месторождения, цементное производство, сталелитейные предприятия, обширные участки земли, строительные компании и часть банков. В Каракасе режим «боливарианского социализма» национализовал отель «Хилтон». На острове Маргарита взят под государственный контроль другой «Хилтон», состоящий из почти 300 номеров, ряда объектов клубного отдыха («таймшер»), казино, бассейна и фитнес-центра. Однако до сих пор правительство Чавеса не осмеливалось захватывать частные дома венесуэльцев. С другой стороны, превращение Лос-Рокес в курорт для трудового народа было наиболее ожидаемой акцией. «Архипелаг еще в 1972 году был провозглашен Национальным парком, но местные власти явно в нарушение закона и, судя по всему, за большие взятки выдавали лицензии на строительство отелей и вилл, — разъясняет The New Times венесуэльский публицист и политолог Америко Мартин. — Сейчас это дало повод Чавесу заговорить о «конфискации незаконно построенного».

Впрочем, большинство жителей архипелага Лос-Рокес не слишком обеспокоены намерениями Чавеса. Например, члены местной ассоциации «Коммунальный совет» совершенно не боятся, что у них отберут дома и что вообще этот план будет претворен в жизнь, как и многие другие планы правительства. По словам Гиоргио Серлони, владельца туристического комплекса «Аквамарин», он и многие другие жители «уже давно знали о готовящейся акции — от адвокатов, близких к президенту». Заявление Чавеса, уверяет Серлони, «никого здесь не застало врасплох». На самом деле дома могут быть отобраны лишь у горстки людей на маленьком острове Madrisqui, а не по всему архипелагу, уверен предприниматель.

Болезнь и выборы

Вопрос: почему об очередной, на этот раз весьма экзотической национализации объявлено именно сейчас? Ведь последняя лицензия на строительство на архипелаге была выдана всего полтора года назад. Тогда о нарушении закона ни Чавес, ни его соратники из правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ) даже не заикнулись. Но теперь, когда все больше вопросов вызывает состояние здоровья венесуэльского лидера, а до выборов, в которых Чавес твердо намерен участвовать, остался ровно год, затея с Лос-Рокесом выглядит как предвыборный отвлекающий маневр.


Организация коллективного отдыха трудящихся на Карибских островах — предвыборное изобретение Уго Чавеса, который собирается править вечно


Президент только что сообщил, что вновь собирается на Кубу, где ему проведут очередное обследование на наличие раковых клеток. О своей поездке Чавес объявил, лично позвонив на столичную радиостанцию YVKE Mundial. Сделано это было так, будто речь идет о пустяке, не достойном особого внимания: «Кстати, ребята, я вот снова собрался к нашим братьям на Кубу…» Новая процедура, пояснил Чавес, необходима, чтобы кубинские врачи убедились — он полностью здоров после предыдущих трех курсов химиотерапии (См. The New Times № 26 от 22.08.2011 года). Дабы убедить в своем «железном здоровье» еще и сограждан, 57-летний Чавес в последнее время по нескольку раз за день появляется на экране телевизора. Вот для примера один конкретный «теледень» 4 октября: с утра президент встречается с белорусскими депутатами, днем проводит заседание Совета министров, вечером раздает электроприборы китайского производства бедным семьям Каракаса…

29 сентября американская газета El Nuevo Herald сообщила, что Чавес экстренно госпитализирован с почечной недостаточностью. А уже на следующий день, 30-го, гостелевидение Венесуэлы показало картинку: улыбающийся президент играет в футбол в саду президентского дворца со своими министрами. Кадры, впрочем, были настолько быстротечными, что так и осталось неясным — как долго продолжалась игра и что делал на поле Чавес — бегал с мячом или ходил? Зато у работающего в Каракасе коллеги из испанской газеты El Pais сложилось вполне определенное впечатление о состоянии здоровья президента: «Его лицо с каждым днем становится все более отекшим и желтым».

Борьба за рейтинги

Сомнения вызывают и официальные рейтинги Чавеса. По ним выходит, что популярность лидера, мужественно борющегося со смертельной болезнью, выросла за последние два месяца на 10 пунктов — до 58,9%. Однако независимые исследования дают совсем иные цифры. «На самом деле рейтинг Чавеса опустился до 40%, а это почти на 30% ниже максимума, который у него держался в течение нескольких лет», — утверждает Америко Мартин. А ведь для ослабленного болезнью президента рейтинги важны как никогда. И поднять их он может только традиционным способом — пообещать малообеспеченным венесуэльцам как можно больше благ. Ведь ведущей осью его социальных программ является так называемая Gran Mision Vivienda («Великая жилищная миссия»). По ней, как свидетельствуют официальные цифры, в стране будет построено в 2012 году около 200 тыс. жилищ, а всего планируется возвести в течение ближайших 6–7 лет до 2 млн домов.

Однако в том, что это будет выполнено, есть большие сомнения. По впечатлениям автора, новое строительство ведется в Каракасе в крайне ограниченном масштабе и кое-как — не хватает цемента, арматуры и самой рабочей силы. На Каракас, как и десятилетия назад, наступают массивы фавел, где нет ни водопровода, ни канализации. Некоторые из лачуг нависли над шоссе, ведущим в международный аэропорт имени Симона Боливара, и кажется, достаточно легкого подземного толчка, сильного тропического ливня или селевого потока, чтобы они десятками начали скользить вниз. У властей нет ни денег, ни сил даже для решения проблемы с энергообеспечением Каракаса, который регулярно погружается в темень. В результате резко выросла уличная преступность — в Каракасе проливается больше крови, чем в Багдаде.

Оскудевшая казна

Не иначе как финансовые трудности вынудили Чавеса обратиться за помощью к щедрым российским друзьям. 7 октября в ходе визита в Каракас вице-премьера РФ Игоря Сечина достигнута договоренность о выделении Венесуэле кредита на $4 млрд — согласно официальной формулировке, «для поддержания достигнутого уровня военно-технического сотрудничества с Россией». Это наводит на мысль, что Венесуэла планирует новые военные закупки у РФ — в дополнение к уже приобретенным 92 танкам Т-72 и 320 боевым машинам пехоты (БМП) и бронетранспортерам**За последние 7 лет Венесуэла закупила в России оружие и военное снаряжение на сумму более $4 млрд, в том числе 100 тыс. автоматов Калашникова, самолетов Су и боевых вертолетов.. Однако венесуэльский эксперт, собеседник The New Times, считает, что Чавесу сейчас не до перевооружения армии. «Цены на нефть упали, надо элементарно латать дыры в бюджете», — уверяет Америко Мартин. Чавесу с трудом удалось уговорить Сечина на продолжение проекта по совместному освоению нефтяного месторождения «Хунин-6». А теперь в голову президенту пришла новая идея: наладить в России производство венесуэльской водки (крепкого национального напитка «кокуй» из стеблей агавы) и поставлять туда бананы.

Сказка для народа

Один из венесуэльцев, противников Чавеса, в разговоре с автором так высказался о жилищной программе правительства: «Gran Mision Vivienda — чистой воды предвыборное надувательство. Люди приходят и записываются в длинную очередь на получение жилья. Когда они его получат — через пять или десять лет, никто не знает. Но они все будут голосовать на выборах за Чавеса — из тех соображений, что если придет другой президент, им точно ничего не достанется».

Организация коллективного отдыха трудящихся на Карибских островах — точно такое же предвыборное изобретение Уго Чавеса, который собирается править вечно — всем смертям назло и с помощью сказок для народа.

В подготовке материала принимали участие Ольга Бешлей и Борис Юнанов



Российские туроператоры, специализирующиеся на Южной Америке и, в частности, турах в Венесуэлу, пока не в курсе чавесовских планов национализации архипелага Лос-Рокес. В любом случае, по их словам, «целенаправленно наши люди туда не едут».

«Там красиво, море другого цвета, вода теплее, пеликаны, белый песок… Если кто-то едет в Венесуэлу, то часто берут экскурсию на Лос-Рокес, — рассказала The New Times менеджер туркомпании «Евроэкспресс» Марина А. — Можно долететь на архипелаг с острова Маргарита, это ближе и дешевле — две ночи обойдутся где-то в $250 c человека. А вот из Каракаса долететь сложнее — рейсы на Лос-Рокес есть не каждый день».

45-2.jpg45-3.jpg

Ее коллега из компании Tour Express Анна Сняткова уверяет, что инфраструктуры для длительного отдыха на Лос-Рокес нет: «Там максимум можно побыть 5–6 дней, позаниматься дайвингом, поплавать, а оставаться дольше — смысла никакого».



Ибсен Мартинес, журналист, драматург

Венесуэла

45-4.jpgВ один из весенних дней 2007 года Уго Чавес, провозгласивший лозунг «Нефть должна принадлежать венесуэльцам», приказал военным занять вышки транснациональных компаний ExxonMobil и СonocoPhillips на нефтяном шельфе в устье реки Ориноко. Над участниками церемонии, одетыми в красные рубашки и красные каски, пролетели только что закупленные правительством два российских самолета Су. Через месяц ExxonMobil и Сonoco ушли из Венесуэлы. По контракту, заключенному правительством с нефтяными гигантами, Венесуэла могла выкупить принадлежащие иностранцам акции. Но именно выкупить, заплатить за их активы долларами, а этого Чавес и не собирался делать. Он осуществил примитивную варварскую экспроприацию безо всякого возмещения ущерба, так, как это сделал Фидель Кастро на Кубе в начале 60-х годов. Прошло время — и что же? Национализированное нефтяное хозяйство Венесуэлы находится в плачевном состоянии. Государственная компания Petroleos de Venezuela, чьи доходы стали в течение последних 12 лет единственным источником социалистических экспериментов Чавеса и его широкой международной благотворительности, потеряла способность финансировать в полном объеме свои собственные операции.



Хроника национализаций

2007 год — правительство Венесуэлы в нарушение существовавших договоренностей приобрело контрольный пакет акций четырех крупных нефтяных компаний, работавших в дельте реки Ориноко — ExxonMobil, ConocoPhillips, французской TOTAL, норвежской StatoilHydro.

2007 год — национализация крупнейшей венесуэльской телекоммуникационной компании CANTV.

2007 год — национализация активов американской электрической компании AES Corp.

2008 год — национализация трех крупных иностранных цементных компаний: швейцарской Holcim, французской Lafarge, мексиканской Cemex.

2008 год — правительство берет под контроль крупнейшую сталелитейную компанию Sidor, принадлежащую аргентинской Ternium.

2009 год — национализация венесуэльской «дочки» американского продовольственного гиганта CARGIL.

2011 год — национализация всей золотодобывающей промышленности Венесуэлы.





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share