Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Деньги

#Суд и тюрьма

Ремонт на ходу

14.07.2009 | Крылов Дмитрий | №27 от 13.07.09

General Motors после банкротства

Не стоит пинать банку. 10 июля американский автоконцерн General Motors завершил процедуру банкротства, начатую полтора месяца назад. Теперь на руинах прежней компании возникнет новая. Чем обновленный GM будет отличаться от обанкроченного — выяснял The New Times



Основанная в 1908 году, компания General Motors спустя столетие расписалась в своей неплатежеспособности.* * Чистые убытки GM по итогам 2008 года составили $30,9 млрд, за 1-е полугодие 2009 года сбыт автомобилей концерна упал на 41% к соответствующему периоду прошлого года. 1 июня 2009 года руководст­во автоконцерна объявило о банкротст­ве и, воспользовавшись американс­ким законодательством, отгородилось от претензий со стороны многочисленных кредиторов. К это­­му моменту обязательства GM перед работниками, медицинскими, пенсионными и страховыми фондами, а также контрагентами компании достигли $172 млрд. Стоимость активов американского автогиганта оценивалась в сумму вдвое меньшую.

На пути к коллапсу

К падению GM подтолкнули сразу несколько факторов. Самый главный — плохое управление мультибрендовой компанией, в собственности которой находились 13 автомарок, от Buick и Cadillac до Saab и Hummer. Из них только 4 приносили компании прибыль. Между тем, если издержки производителя превышают его выручку, компания начинает терпеть убытки и накапливать долг.
«На менеджменте GM лежит вина за то, что компания стала банкротом, — говорит автомобильный обозреватель «Эха Москвы» Александр Пикуленко. — Однако особенности функционирования автопромышленной отрасли в США — сильные проф­союзы, которые не дают снижать зарплату, большие социальные обязательства и мощная дилерская сеть, диктовавшая до последнего момента заводам условия торговли автомобилями, — оказали не меньшее влияние на экономику компании, нежели просчеты руководителей». В итоге долг американского автопроизводителя на 2/3 сложился из обязательств перед различными фондами и профсоюзами.
В конце апреля руководители GM обратились к президенту США с просьбой поддержать национальный символ. «Я отказался от идеи пнуть жестяную банку вниз по дороге», — прокомментировал Барак Обама свое решение о выделении GM $30 млрд кредита из кошельков налогоплательщиков.* * В июле правительство объявило о выделении еще $20 млрд. При этом он поставил условие: поменять исполняющего директора Рика Вагонера на другого руководителя (им стал Фритц Хендерсон) и к 10 июля подготовить программу трансформации компании. Еще одним условием стало требование к обновленной компании вернуть государству выделенный кредит и производить конкурентоспособные автомобили.

GM: перезагрузка

Для выполнения последнего условия GM объя­вила о своем банкротстве. Это дало ей возможность на законных основаниях распродавать убыточные активы, отказываться от ранее заключенных невыгодных контрактов и не удовлетворять требования кредиторов по возврату денег, дабы у компании оставались средства для завершения трансформаций. «Банкротство GM — очищение концерна, в результате которого на плаву останутся только жизнеспособные проекты. Это болезненная процедура, она затронет тысячи американских семей. Кто и как будет решать их дальнейшую судьбу — пока неясно», — считает аналитик ИК «Метрополь» Михаил Пак. До банкротства на автогиганте в 34 странах мира трудились 255 тыс. человек. На американских заводах из 35,1 тыс. рабочих останется не более 27 тыс. Известно также, что компания на треть сократит число управленцев высшего звена — с 1,3 тыс. до 845 человек.
Возродившийся General Motors, который пос­ле всех преобразований будет называться General Motors Company, станет фактически национализированной компанией: 60,8% его акций достанется правительству США.* * Остальные доли распределятся между правительством Канады (11,7%), профсоюзом (17,5%) и акционерами «старой» GM (10,5%). Новый концерн оставит за собой производство Cadillac, Chevrolet, Buick и GMC. На долю этих автобрендов приходилось 90% общей выручки за всю историю существования GM, подсчитали аналитики Deutsche Bank. Активы, связанные с остальными брендами, выставлены на продажу.
В планах компании на 2009 год — удержать 19-процентную долю авторынка США и не опуститься ниже 18% к 2011-му. Для этого руководители делают ставку на экономичные варианты автомобилей. Их задача — снизить издержки, понравиться новым покупателям и не отпугнуть старых клиентов. Всего в линейке нового GM будет 34 модели, в том числе среднеразмерные автомобили Chevy Malibu и Equinox, Cadillac CTS и SRX, Chevrolet Camaro и GMC Terrain.
Что же касается национализации по-американски, то она долго не продлится. Руководство новой GM объявило о том, что собирается проводить публичное размещение акций на бирже (IPO) уже в 2010 году. Правда, в администрации США считают, что процесс выхода государства из капитала концерна может затянуться еще на год. «Когда у вас 60% акций, вы не можете продать их за день», — поясняет глава рабочей группы администрации США по автопрому Стив Раттнер.

Питерская остановка

Банкротство GM эхом отзовется во многих странах, где есть заводы концерна. Россия не исключение: на предприятии GM в Санкт-Петербурге, который выпускает кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara, работает 1 тыс. человек. За первые 5 месяцев этого года производство машин упало на 66%. С 1 июля по 31 августа завод простаивает, работники — в вынужденном отпуске с сохранением 2/3 средней зарплаты. По словам представителя GM-СНГ в России Сергея Лепнухова, остановка питерского завода не связана с проблемами «материнской» компании: «Мы изучили российский авторынок в связи с падением покупательной способности населения и приняли решение: заводу не нужно увеличивать производство продукции до конца года. Поэтому производство остановлено. К концу 2010 года мы планируем выйти на проектную мощность по производству 60 тыс. автомобилей в год». Александр Пикуленко считает, что питерский завод вполне может решить такую задачу, если кризис не затянется: «Наш рынок в силу протекционистских мер правительства закрыт для импорта иностранных машин. Поэтому на коне у нас тот автопроизводитель, который уже наладил производство внутри страны».
Рецепт спасения GM мог бы пригодиться нашим властям еще и потому, что отечественный автопром терпит бедствие не одно десятилетие. Правда, эксперты в этом сомневаются. «Для России опыт преобразования GM не станет полезным, так как отечественный автопром настолько далек от интеграции в мировой рынок, что ему суждено и дальше идти своим путем», — считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. По его мнению, российское правительство, которое зимой 2009 года ввело заградительные пошлины для иностранных автомобилей, выбрало стратегию оттягивания решения проблем, накопившихся в отрасли. Но как показывает американский опыт, рано или поздно наступает момент, когда надо решать — пинать или нет жестяную банку, катящуюся вниз.




Материал подготовлен при участии Маргариты Водяновой

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.