2004 год, Лондон: в этот год Джобс запустил
iTunes — магазин в Европе и узнал, что у него рак поджелудочной железы |
Он ушел на пике славы и успеха.
Такой славы и такого успеха, когда непонятно, к чему дальше стремиться и можно ли подняться еще выше.
По его iPhone’ам разговаривает 80 млн человек на десятках языках мира.
Его планшетники, iPad’ы, в 2010 году контролировали 94% рынка «таблеток» (в 2011-м — 61%).
Капитализация созданной им компании Apple составляет $345 млрд, уступая только нефтяному гиганту Exxon: цена акций компании за последние 10 лет, когда он был ее генеральным директором, выросла в 41 раз — c $9 до $372 за акцию.
Успех принадлежавшей ему до 2006 года мультипликационной компании Pixar, на которой он сначала потерял больше $60 млн, называют чудом, навсегда изменившим мир анимации: 24 «Оскара», 6 «Золотых глобусов», 3 «Грэмми».
Его личное состояние составило $8,3 млрд. И он оставил после себя четверых детей: трех девочек и одного мальчика.
Наконец, он целых семь лет прожил с одним из самых страшных раков, смертность от которого в первые два года составляет почти 80%, а столько, сколько протянул он, удается менее 5% заболевших.
И при всем при этом Стив Джобс не был везунчиком. Скорее — наоборот.
Стив Возняк (слева) и Стив Джобс начали Apple в гараже родительского дом Джобса в Mountain View (Калифорния)
1977-й: 22-летний Джобс представляет
свой новый PС — Apple II: спустя год на счету Джобса будет его первый миллион долларов |
«Счастливчик Стив» — это тот образ, который он продуцировал в мир вовне. Водолазка, черная или серая, культовые джинсы Levi’s, туфли на босу ногу, марихуанка и ЛСД в молодости, роман со знаменитой Джоан Баез, поход по снегу с рюкзачками за спиной в качестве действа для гостей на собственной свадьбе, череда женщин, громкие скандалы с истеблишментом, остракизм по отношению к журналистам, зарплата в $1 — что в провалившейся компании NeXT, что в суперуспешной Apple, знамени-тое и самое часто употребляемое им выражение fuck-you-money — все это работало на образ иконы мира цифровых технологий и интернет-коммуникаций, на имидж индивидуалиста, который силой своего интеллекта и невероятной упертости меняет жизнь десятков миллионов людей вокруг себя. И это было правдой. Или частью ее.
Как правдой было и то, что все свои 56 лет он доказывал, что достоин быть иконой.
А каких-то пять лет назад, ученик выпускного
класса школы Стивен Джобс, хиппи и почитатель песен Боба Дилана, зарабатывал тем, что чинил магнитофоны |
Первый раз его бросили при рождении: его родители — американка Кэрол и сириец Абдулфаттах (будущий профессор политических наук), тогда еще не женатые, посчитали, что он им ни к чему. Маленького Стива усыновили Клара и Пол Джобсы, люди добрые и бедные, начисто лишенные какой-либо предпринимательской жилки, которая составила славу их сыну: Пол Джобс покупал старые машины, приводил их в порядок и продавал по минимальной цене — брал сверху ровно столько, сколько стоили вложенные в них материалы и его труд. «Наваривать» сверху считал для себя постыдным.
В домах и квартирах Джобса (здесь на фото 1981 года он в своей квартире в Нью-Йорке), до того как он женился и завел детей, мебели, кроме встроенной, практически не было: он обходился без стульев, кровати предпочитал матрас на полу
Знаменитый Макинтош, который Apple
запустил в продажу в 1984-м. Спустя год Джобса вынудят покинуть компанию и начнется 12-летний период его неудач и метаний: он будет думать то о полете в космос, то о том (после поездки в Москву в 1985-м), чтобы «начать выпускать компьютеры для Горбачева» |
1999-й: второй взлет Джобса — он презентует iBook |
2006-й — открывает элегантнейший — в виде стеклянного куба — магазин Apple на Пятой авеню в Нью-Йорке
2010-й — становится почетным гостем
на вручении премии «Оскар» |
И навсегда уходит с поста гендиректора Apple
за 40 дней до своего конца: 5 октября 2011 года его не станет |
На самом деле Стив Джобс вполне себе любил костюмы от Бриони, ездил на «Порше», а на личном самолете ценой в $40 млн, который подарила ему Apple, облетел весь мир. У него был чудовищно трудный характер, он легко обижал близких людей и увольнял без выходного пособия тех, с кем когда-то начинал, мог одновременно быть и благотворителем, и невероятным скрягой, отказывающимся признать отцовство и алименты в $345 в месяц. Он не был ни суперпрограммистом, ни конструктором PC — и программы, и компьютеры придумывали другие, но он был гением, который умел разглядеть чужую идею при рождении и превратить ее в продукт, который оказывался нужен всем и который менял мир вокруг. MP3-плееры, сенсорные экраны, электронные «читалки» — все это было и до него. Но именно он придумал, что у компьютера должны быть неострые, а округлые углы, он выбрал белый цвет (хотел сначала, чтобы корпус был из белого дерева, но это оказалось слишком дорого, и он согласился на пластик), и он мучил дизайнеров тем, чтобы они придумывали сенсорные кнопки на компьютерах, в которые приятно и хотелось бы тыкать. Он был перфекционистом и готов был тратить свои личные миллионы (и зарплата у него действительно была $1), чтобы сделать из компьютеров и гаджетов конфетку: до того как первый iPhone пошел в серию, он зарубил две его версии, которые казались ему недостаточно элегантными и не слишком удобными. Он говорил: «Люди способны совершать великие дела — надо только дать им инструменты, которые позволили бы им эти великие дела совершать». Сегодня только в iTunes зарегистрировано более полумиллиона приложений, а к iPad написано уже 90 тысяч. И еще он, уже зная, что смертельно болен и жить ему осталось недолго, завещал тем, кто придет после него: «Время, отпущенное вам, очень коротко. Так не тратьте его на то, чтобы проживать чью-то чужую жизнь». На свою ему оказалось отпущено только 56 лет. Но все — его, Стива Пола Джобса.
Tweet