С мечтой об СССР. Владимир Путин опубликовал программную статью «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». Премьер напомнил, что 1 января стартует проект Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии на основе Таможенного союза этих стран. ЕЭП, по мнению Путина, станет основой для будущего Евразийского экономического союза, «мощного наднационального объединения». Что хотел сказать Путин? The New Times спросил у экспертов
профессор Высшей школы экономики
1–2. Интеграция — это тренд, который существует в современном мире, и здесь Россия вписывается в мировые тенденции. Единственное, что напрягает, — все участники специфичны с точки зрения режимов. Не очень понятно, что от этого могут выиграть российские компании. Казахские и белорусские будут выигрывать больше. Но Путин видит Евразийский союз и как некое экономико-политическое образование. Видимо, он хочет войти в историю как собиратель земель. Сильно сомневаюсь, что кто-либо из лидеров этих стран согласится отдать хоть какую-то часть своих политических полномочий наднациональному органу. Как политическое образование Евразийский союз — сомнительный проект. Украина уже смотрит в сторону Европы. Молдова и Грузия — тоже. Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия — вот перечень потенциальных кандидатов.
3. Самый большой риск — конкуренция юрисдикций. Белоруссия и Казахстан могут создать привлекательный инвестиционный климат, и российский бизнес будет мигрировать туда. Это будет создавать более серьезную конкуренцию. Я как потребитель отношусь к этому положительно.
директор Института экономики РАН
1. Для здоровой экономики нужно иметь единое экономическое пространство. Тогда можно производить необходимые товары и услуги, снижать издержки. Когда развалился СССР, мы должны были превратить его в новый союз — рыночный и демократический. Но началась фрагментация постсоветского пространства. Статья Путина — знак того, что Россия это осознает и хочет изменить ситуацию. В идеале нужно, чтобы присоединилась Украина. Но ее руководство декларирует приверженность Европейскому союзу. Другие потенциальные участники — страны СНГ. Если Россия не будет их прижимать, то почему бы и не участвовать в комплексной программе реиндустриализации бывшего советского научно-технического потенциала?
2. Как только вы из зоны свободной торговли перекочевываете в союз, вам необходимо иметь наднациональную структуру, потому что она устанавливает правила поведения союза по отношению к третьим странам. Потребуется что-то подобное Европейской комиссии. Единая валюта — это слишком красиво, чтобы быть правдой. Только при условии, что российскому рублю удастся показывать из года в год приличную инфляцию — не более 3%, он сможет стать ею.
3. России придется платить за интеграцию. По нашим подсчетам $10–15 млрд ежегодно. Ведь мы должны заботиться о том, чтобы эти страны приняли наши таможенные пошлины и наши правила по отношению к третьим странам.
военный эксперт
1. То, как прописывает Евразийский союз Путин, ведет к созданию единой валюты (ею может быть только рубль) с эмиссионным центром в Москве. Но нынешние правители Казахстана и Белоруссии не готовы поступиться властью в своих странах. А Путин призывает их отказаться от очень серьезных вещей. При этом Казахстан, Таджикистан, Киргизия — сложный треугольник. Казахстан вложил огромные деньги в обеспечение границы с Киргизией, поэтому не захочет видеть Киргизию в этом союзе. Так что с новыми членами будут сложности.
4. Черчилль выдвинул идею ЕС в 1947 году. Соглашения были подписаны в конце 70-х. То есть 30 лет шел процесс согласования интересов. На план Путина работает то, что мы недавно разбежались, нет таких гигантских противоречий, которые были между Францией и Германией. Если Путин будет у власти 12 лет, то к концу этого срока, возможно, идея реализуется.
член научного совета Московского центра Карнеги
1. Статья — план по развитию Таможенного союза. ТС — некая аналогия ВТО. Клуб, где есть внешние правила и обязательства, принимая которые, Россия устанавливает для себя более жесткие рамки. Думаю, в перспективе могут подтянуться и другие азиатские страны. Но есть и политическая составляющая, демонстрация: если предыдущие лидеры разваливали страну, то он (Путин) ее собирает.
2. Уже сейчас в рамках ТС действует целый ряд надгосударственных органов. Но, зная Лукашенко и Назарбаева, можно представить себе, что ни о каком делегировании суверенных прав речь идти не может, а речь идет о координации и создании наднациональных органов экономического плана.
3. Мы объединяемся со странами, которые существенно меньше и по населению, и по экономике. Как это выглядит сейчас в ТС: Белоруссия и Казахстан в качестве выгоды получают огромный российский рынок, а Россия, скорее, пока это использует в политическом плане. При этом побочным эффектом для российского бизнеса становится возможность уходить, если ему не нравятся правила, в тот же Казахстан, что сейчас уже и происходит.
директор Группы оценки рисков (Казахстан)
1. В Казахстане есть колоссальные опасения, что речь идет о политическом проекте России по отношению к тем странам, которые она считает лояльными. Статья Путина меньший акцент делает на экономические выгоды, в ней больше заметна геополитическая составляющая. Возникает вопрос: против кого объединение? Речь, я думаю, не только о Западе, но и о Китае. Россия пытается создать противовес китайской активности в регионе.
4. Что произойдет с внешней политикой Казахстана после ухода Назарбаева? Сейчас он поддерживает ТС и интеграцию. Но представим теоретически, что следующим президентом станет человек прозападный или националистических взглядов. Будет тогда Казахстан настроен на интеграцию? Нельзя планировать на слишком длительный период, Казахстан еще не прошел то, что прошла Россия, — смену власти или преемственность. Я думаю, то же касается и Белоруссии.
политолог (Украина)
1. В статье Путина украинские эксперты и журналисты усмотрели призыв к восстановлению СССР. Здесь отношения к интеграционным
проектам очень противоречивы. На западе Украины многие против. Но около 60%, по данным мониторинга Института социологии Академии наук
Украины, положительно воспринимает идею интеграции с Россией. Но элита будет сохранять дистанцию. Помните фразу Медведева о том, что Янукович хочет усидеть на двух стульях? По данным социологической службы «Рейтинг», 30% украинцев одновременно хотят и в ЕС, и в ТС. Так что желание усидеть на двух стульях присуще каждому третьему украинцу.
научный руководитель Высшей школы экономики
1. Статья посвящена прославлению перспектив ТС и последующих событий по интеграции республик, входивших в состав СССР. Идея неплохая, но я не верю в нее. При этом вопрос вступления в ВТО откладывается. Пока все выглядит так, что формирование ТС оказывается противовесом ВТО, то есть нашей глобальной интеграции. А ВТО — это залог того, что мы будем вынуждены добиваться высокой конкурентоспособности. Нет — тогда будем отставать. Вот цена вопроса. Так что меня эта статья насторожила.
Tweet