Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Наука

#Суд и тюрьма

«Что остается от человека? Химические элементы»

31.03.2008 | Альбац Евгения | № 13 от 31 марта 2008 года

Академик Виталий Гинзбург — The New Times

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию № 1580, рекомендующую правительствам государств — членов Совета Европы отказаться от преподавания в школах креационизма, теории божественного сотворения мира как антитезы теории эволюции. «Не стоит противопоставлять науку вере и нельзя допускать, чтобы вера противопоставляла себя науке» — говорится в резолюции. Лауреат Нобелевской премии по физике Виталий Гинзбург в свои 91 год — один из тех, кто продолжает стоять на позициях немодного ныне научного атеизма и публично выступает против введения преподавания религиозных предметов в школах

Виталий Лазаревич, в одном из интервью вы сказали, что «завидуете верующим». Как так? Конечно, завидую. Вы знаете, как мне плохо? Представьте себе: я же не могу думать, что есть бог. И знаю, что смерть неизбежна. Есть люди, которые боятся смерти. Я безболезненной смерти не боюсь, а болезненной — боюсь. Религия — это есть религия страха, я как-то уже писал об этом. Потому что, когда ничего не помогает, можно сказать: «Боженька поможет. Надо только помолиться». Я уверен, что это главная движущая сила, особенно на смертном одре. Понимаете, человеку страшно, что он превращается в ничто.

В «ничто»? Когда вы думаете… ну думаете об умирающем человеке, как вы представляете себе, что происходит?

Ничего не происходит. Что происходит с компьютером, когда он ломается? Что от него остается? Вот и человек… Умирает — и все. Я не верю в существование души… Остаются химические элементы.

Это трудно себе представить, но это же факт. Почему я завидую верующим? Утешение. Легче жить, веря в бога. Я многим задавал вопрос: во что вы верите? Четыре типичных ответа. Первый — «я атеист, я ни во что не верю»; второй — это агностики: «я не знаю, может, бог есть, а может, нет»; третий — просто верующий; четвертый ответ: «я не верю в христианство, или мусульманство, или иудаизм, во все эти чудеса, но что-то есть». Вот это «что-то есть»... Читаешь про какого-то мерзкого комарика, а он так сложно устроен, что в каком-то смысле начинаешь понимать креационистов (приверженцев теории божественного происхождения, сотворения мира. — The New Times) — действительно, чудеса. По-английски это называют intelligent design («умный дизайн»), есть такой термин. Кто-то что-то сотворил.

Или деизм: деисты верят, что бог когда-то все «запустил», но сейчас не вмешивается. Против такого бога наука бессильна. Ведь в науке важен известный принцип Поппера — «принцип фальсифицируемости». Невозможно проверить, что когда-то что-то было. Поэтому и доказать, что нет бога, невозможно.

Intelligent design?

Квантование времени в первые секунды после Большого взрыва — знаменитая гипотеза Хоукинга — проверить тоже нельзя. Тем не менее к работам Хоукинга физика относится более чем серьезно.

Что там происходило с Большим взрывом, с сингулярностью — никто не знает.

Доказано: есть целый ряд мировых констант — скорость света, масса частиц и т.д. Если бы они были другими, то нашей Вселенной, такой, какой мы ее знаем, не было бы, и жизнь, такая, какая она есть, не возникла бы. Есть заданность, детерминизм. Не так?

Константы есть. Ну и что? Почему так? Не знаю.

И Земля оказалась ровно на таком удалении от Солнца — не ближе, как Венера, и не дальше, как Марс, — чтобы на ней могла удержаться вода и появилась жизнь, основанная на воде. Тоже случайность?

Предполагается, что есть вода на одном из спутников Юпитера — на Европе. И вне Солнечной системы тоже открыли целый ряд звезд, у которых есть планеты и спутники. Другой вопрос, что поиски внеземных цивилизаций ничего не дали. Никаких сигналов. Но, может быть, там что-то и есть — вот это было бы действительно открытие.

Ученые расшифровали ДНК, близки к клонированию человека. Но воспроизвести жизнь — не могут. Расчеты показывают, что вероятность такого случайного сочетания белков и аминокислот, которое было необходимо для образования первой жизни, ничтожно мала — практически стремится к нулю…

Ну и что?

Тогда как появилась жизнь?

Не знаю. Но как может образоваться жизнь — я себе представляю. Это мыслимо. Гораздо более сложный вопрос — сознание. Вот как сознание возникает — это сложнее понять. Есть вопросы, на которые наука пока не дает ответов. И это — лазейка для людей, верящих в бога. Я думаю, что наука рано или поздно эти ответы даст. Что касается чудес, в которые верят сторонники теистических религий1 , то мы можем доказать, что они заведомо неверны. Это не Большой взрыв, это было всего несколько тысяч лет назад.

Пожалейте детей!

И вот тут я хочу вернуться к креационизму, против преподавания которого в школах выступила Ассамблея Совета Европы. Креационизм — это обман. Нет божественного сотворения. И я выступаю против преподавания религии в школе. Сначала у нас собирались преподавать основы «православной культуры», потом заменили на «духовную культуру». Вероятно, имеется в виду, что будут преподавать и православие, и ислам, а родители будут выбирать. Вы думаете, детям будут рассказывать об Андрее Рублеве? Причем патриарх — я это пишу в одной из своих статей — просто выдал себя с головой. Написал так, что «если преподаватели будут против Закона Божьего, назовите это «Основы православной культуры». И Путин сыграл тут какую-то роль. Он же верующий. Хотя как может такой человек быть верующим, я не очень понимаю, но это его дело. Я же убежден, что все закончится Законом Божьим. Между тем эволюция доказана, это как 2х2=4. Так вот, представьте себе, ребенок... Маленький ребенок, он в школе. К нему приходит дядя — священник или даже не священник, учитель — и рассказывает Библию: «На шестой день бог сотворил человека», — и так далее. Он это все воспринимает за чистую монету. Я не помню себя в таком возрасте, но думаю, что я тоже верил, почему нет. А потом в старших классах ему будут рассказывать об эволюции. Так зачем нужен этот обман? Что это дает? Пожалейте детей! Эволюция, эволюция и еще раз эволюция!

Один из самых популярных курсов в Гарвардском университете — это курс по Библии. Кто-то изучает эту книгу как слово Господне, а кто-то — как первую книгу политической философии. И это ничуть не мешает изучать теорию эволюции. Не говоря уже о том, что эта книга легла в основу цивилизации…

Я тоже не против Библии. Я против того, чтобы детям это выдавали как истину, а они принимали за чистую монету. Вот ведь в чем дело — маленькие дети. Так пусть им скажут — чего, собственно, мы и добиваемся, — что это сказки. Это дети поймут. Но пускать малокультурных и реакционных попов в школу — это безобразие.

В школах сокращают часы на физику, на точные предметы, даже на литературу, и за счет этого собираются учить чепухе. Важно — для страны важно, чтобы из школы выходили грамотные люди.

Темная материя Виталий Лазаревич, а что для вас сейчас представляет интерес в физике?

Вы не слышали о темной энергии? Одно из самых удивительных открытий за последние 10 лет. Оказывается, более 70% материи во Вселенной — это так называемая «темная энергия», совершенно неизвестного происхождения. И мы не знаем, что это такое.

А почему она «темная»?

Потому что она не светится. Замечательно интересно, как ее обнаружили. Значит, есть теория гравитации Ньютона — все тела притягиваются. А темная энергия — отталкивается. Вот смотрите: был Большой взрыв — примерно 14 миллиардов лет назад. Взорвалось, все разлетелось, а потом благодаря тяготению вещество постепенно должно бы замедляться. А оказалось, что примерно 7 миллиардов лет назад началось обратное — ускорение. То есть действует сила, обратная гравитации, — антигравитация. Это понятие, кстати, впервые ввел Эйнштейн еще в 1917 году. Так вот, темная энергия — это основная загадка современной физики.

Каких открытий в современной физике вы ждете в ближайшее время?

Трудно сказать... Будут открыты какието элементарные частицы, наверное. Это первое направление. Потом в космологии, может быть, что-нибудь выкарабкается. Потом — темный вопрос о темной энергии. А есть еще темная материя. Это вещь попроще, чем темная энергия. Есть какая-то материя, ее тоже больше, чем обычной... Обычная материя, наши барионы — всего 4% всей материи во Вселенной2. А есть некая — процентов 20 — темная материя. Из каких-то частиц, по-видимому, которые просто не взаимодействуют с обычным барионным веществом. И это приводит тоже к целому ряду астрофизических эффектов. В общем, здесь бездонное море всего.

Так может в этой «темной материи» и собираются души человеческие?

Трудно поверить, что люди уходят бесследно. Повторю: я думаю, что человек в этом смысле — подобие некоего компьютера. И от сломанного человека остается то же самое, что от сломанного компьютера.

У компьютера нет сознания — вы сами говорили, что сознание — величайшая загадка…

Хорошо. Да, что такое сознание, мы не знаем. Поэтому трудно ответить. Вы хотите все вглубь, вглубь. А меня занимают более прозаические вещи… Например, почему у нас не разрешена эвтаназия? Почему человек не может сам решить, когда ему — безболезненно — уйти. Мне 91 год… Нет, не хочу об этом говорить…

Из резолюции Совета Европы № 1580 от 4 октября 2007 г.:
1. Целью данной резолюции не является поставить под вопрос или бороться против веры — право на свободу вероисповедания этого не допускает. Целью является предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием/.../
2. Некоторым людям Творение как предмет религиозной веры дает смысл существования.
Тем не менее Парламентская ассамблея обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках наших образовательных систем и последствиями этого распространения для наших демократических государств. Если мы не примем необходимые меры, креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение/.../
7. Существует реальная угроза путаницы в головах учеников между тем, что относится к убеждениям, верованиям и разного рода идеалам, и тем, с чем имеет дело наука/.../
16. Совет Европы придает большое значение важности преподавания культуры и религии. Во имя свободы слова и личных убеждений идеи креационизма, как и всякое другое теологическое положение, вполне могут быть представлены в качестве дополнения к культурному и религиозному образованию, но они не могут претендовать на признание их научными/.../
18. Исследование роста влияния креационизма показывает, что спор между креационизмом и эволюционизмом выходит далеко за рамки интеллектуальной полемики. Если мы не предпримем необходимых мер, ценности, являющиеся ключевыми для Совета Европы, окажутся под непосредственной угрозой со стороны креационистских фундаменталистов/.../
19. Парламентская ассамблея настоятельно призывает государства — членов Совета Европы, и в особенности руководителей в сфере образования, к следующему: — защищать и продвигать вперед научное знание, — укреплять изучение основ науки, ее истории, эпистемологии и методологии вместе с изучением объективного научного
знания, — твердо противостоять преподаванию креационизма как дисциплины, имеющей такой же научный статус, что и теория эволюции, и в целом не допускать презентации креационистских идей в какойлибо дисциплине, не являющейся религиозной, — продвигать преподавание эволюционизма как фундаментальной научной теории в рамках школьной учебной программы.

____________________________
1 Теизм — антитеза «атеизму»: богословское течение, признающее за богом личность и отдельность от мира. К теистическим религиям относят иудаизм, мусульманство, христианство.
2 Барионы — от греч. «тяжелый» — семейство элементарных частиц. В частности, к ним относятся протоны и нейтроны.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.