#Родное

На износ

28.09.2011 | Докучаев Дмитрий | № 31 (216) от 26 сентября 2011 года

Почему все чаще падают самолеты и тонут корабли
На износ. Почему у нас все чаще падают самолеты и тонут корабли? Эксперты обращают внимание на плачевное состояние отечественной инфраструктуры

Та экономическая инфраструктура* * Включает в себя транспорт, связь, энерго- и водоснабжение. , которая сложилась на сегодняшний день в России, создавалась в основном в советские годы. Владимир Кондратьев, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН, в разговоре с The New Times приводит красноречивые данные: за последние 20 лет производство гражданских самолетов упало более чем в 2 раза, а грузовых автомобилей — почти в 3 (таблица 1). Еще тревожнее выглядит статистика, касающаяся тех инфраструктурных объектов, по которым транспорт ездит: ввод в действие новых автомобильных дорог начиная с 1990 года сократился в 4 раза, а взлетно-посадочных полос за последние 10 лет — в 8 раз (таблица 2).
20_TAB_01.jpg
Упущенный шанс

Старший партнер Verno Capital Роланд Нэш считает, что «России не удалось осуществить столь необходимые модернизационные инвестиции, когда у нее был на это шанс. Россия недоинвестировала в инфраструктуру в последние 20 лет, и в стране за это время накопились огромные потребности в инфраструктурных капиталовложениях. Однако до сих пор мы не видели масштабных инвестиций в эту сферу».

По оценке Игоря Николаева, руководителя департамента стратегического анализа ФБК, до кризиса у России в течение 7–8 лет был хороший бюджет и благоприятные возможности для инфраструктурных инвестиций, однако в отличие от Китая и Индии страна так и не увидела бума ни в транспортной сфере, ни в дорожном строительстве. «Более 15 млн россиян до сих пор не имеют выхода к федеральной системе автомагистралей, и менее половины таких магистралей соответствуют федеральным стандартам качества», — утверждает Николаев.

Россия практически ничего не инвестировала в инфраструктуру после распада СССР и сейчас находится в точке, когда без таких инвестиций экономика не будет расти, полагают эксперты компании McKensey. Это справедливо для нефтяных месторождений, электросетей, портовых сооружений и других «гаек и болтов» современной экономики, и крупные аварии последних лет на шахтах, электро- и газораспределительных станциях — наглядное тому подтверждение.
20_TAB_02.jpg
Требуется 145 трлн

Конечно, из этого не следует, что инвестиции в инфраструктуру совсем свернуты. Более того, расходы бюджета на реализацию Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» год от года увеличиваются (таблица 3).
20_TAB_03.jpg
Однако выделяемые из бюджета суммы крайне далеки от тех, которые объективно нужны стране для развития инфраструктуры. Еще в середине 2008 года Министерство экономического развития (МЭР) оценило потребности в модернизации российской инфраструктуры в течение 10 ближайших лет на уровне 30 трлн рублей ($1 трлн), то есть в среднем по 3 трлн рублей в год.

Большая часть этой суммы, как предполагалось, должна прийти из частного сектора. «Однако из-за разразившегося затем кризиса и роста политических рисков частные инвестиции в инфраструктуру в больших объемах так и не пошли, — утверждает Дмитрий Адамидов, руководитель аналитического отдела «Инвесткафе». — Наоборот, бизнес все с большим аппетитом стал засматриваться на государственный бюджетный и резервный карман». Само же государство, по оценкам эксперта, с тех пор приостановило или отложило инфраструктурные проекты на сумму $13 млрд.

Хроническое недофинансирование привело к тому, что сегодня на кону стоят уже гораздо бльшие деньги. По официальным оценкам профильных министерств, до 2030 года на развитие инфраструктуры следует выделить фантастическую сумму — 145 трлн рублей (таблица 4). Для сравнения: годовой ВВП РФ — около 40 трлн рублей.
20_TAB_04.jpg
Нетрудно сосчитать, что в среднем требуется вкладывать в отечественную инфраструктуру по 7,8 трлн рублей в год. «Достаточно сопоставить прогнозные цифры (хоть министерские, хоть независимых экспертов) с реально выделяемыми сегодня на эти цели суммами, чтобы понять: российская инфраструктура обречена на тотальное недофинансирование на много лет вперед», — утверждает Дмитрий Адамидов.

Не случайно, согласно данным того же Минтранса, износ основных производственных фондов на железнодорожном транспорте достиг 68%, а экономические потери России от плохих автодорог составляют не менее 6% ВВП.

10 лет до краха

Между тем другие ведущие державы — не в пример России — на инфраструктуре не экономят. Планируемые объемы инвестиций в эту сферу за рубежом громадны. По данным американских экспертов, на эти цели за 10 лет страны Евросоюза собираются выделить более $300 млрд, Китай — около $200 млрд, США и Канада — $180 млрд. Страны бывшего СССР, включая Россию, находятся на уровне стран Ближнего Востока — $56 млрд (таблица 5).
20_TAB_05.jpg
Усилия по модернизации инфраструктуры рассматриваются многими странами как платформа для инноваций. По оценкам аналитиков McKensey, каждый миллиард долларов, инвестируемый в инфраструктуру, создает напрямую 15 тыс. рабочих мест и примерно 30 тыс. дополнительных рабочих мест в смежных с инфраструктурой отраслях.

Возможно, руководствуясь именно этой логикой, Китай начиная с 2000-х годов инвестирует в инфраструктуру 8–10% ВВП, Индия — 4–6%. Российский же вклад едва дотягивает до 1–2%, находясь на уровне стран Латинской Америки. Результаты такой политики налицо: буквально недели не проходит без крупных аварий, связанных с объектами инфраструктуры.

Откладывать решение этой проблемы на завтра уже невозможно. Срок 10 лет — предельный для модернизации инфраструктуры страны, предупреждают эксперты McKensey. Любые задержки на этом пути, по их мнению, чреваты для России не просто отдельными авариями, а полным инфраструктурным коллапсом.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.