#Родное

#Суд и тюрьма

Гуцериев так ничего и не понял

07.04.2008 | Степанов Дмитрий | № 14 от 07 апреля 2008 года

Поэтому он в розыске

Добыча нефти сегодня — это расхищение социалистической собственности вчера. Участвовать в процессе позволено единицам избранных и лояльных. Чужакам здесь делать нечего. Последним, кто этого не понял, оказался основатель ОАО «Русснефть» Михаил Гуцериев. И теперь он пополнил список российских бизнесменов, экстрадиции которых добивается Генпрокуратура

C ледственный комитет заявил, что расследование уголовного дела в отношении Гуцериева и еще троих менеджеров «Русснефти» завершено. Но в суд передано только дело Виктора Курочкина, главы одного из подразделений компании — ЗАО «Нафта-Ульяновск». Остальные трое подозреваемых — Михаил Гуцериев и его компаньоны Сергей Бахир и Игорь Еланский, по словам замначальника Следственного комитета МВД РФ Олега Лагунова, скрываются от правосудия и объявлены в международный розыск. Глава «Русснефти», по версии Следственного комитета, сейчас живет в Великобритании, откуда наездами бывает в Азербайджане. Именно у этих двух стран российские правоохранительные органы намерены добиваться выдачи Гуцериева. Уже в четверг фото экс-президента «Русснефти» появилось на сайте Интерпола с пометкой Wanted (разыскивается). Как пояснялось далее, Михаил Гуцериев разыскивается Тверским судом Москвы по обвинению в мошенничестве и отмывании денег.

Последняя ошибка

Дело «Русснефти» стало для российской экономики, пожалуй, не менее знаковым, чем «дело ЮКОСа». В случае с компанией Михаила Ходорковского еще можно было многозначительно качать головой: «Он полез в политику». С «Русснефтью» эти аргументы не проходят. В политику Михаил Гуцериев не играл.

Компанию Гуцериев создавал с нуля, взяв практически под честное слово кредит у швейцарского трейдера Glencore. Началось все с того, что в 2002 году уволенный со скандалом из «Славнефти» Михаил Гуцериев, говорят, поклялся вернуться в свой кабинет хозяином собственной нефтяной компании. Обещание это он сдержал — в 2006 году офис на Пятницкой заняла «Русснефть». Однако в 2002-м до этого было еще далеко. Начав с покупки нескольких нефтедобывающих предприятий суммарной мощностью меньше 5 млн тонн в год, в течение двух лет

Гуцериев сметал на рынке все предлагавшиеся к продаже активы. Ходили слухи, что методы убеждения, которые применял консолидатор, порой были довольно жесткими. Однако люди, которые знали Михаила Гуцериева в период, когда он собирал по частям «Русснефть», этого не подтверждают. Так, президент Ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий («Ассонефть», куда в начале своей деятельности входила и «Русснефть») Елена Корзун рассказала Thе New Times, что ни одно из входивших в ассоциацию предприятий не стало жертвой враждебного поглощения со стороны растущей компании. Михаил Гуцериев, правда, в какой-то момент пытался объединить членов «Ассонефти» для выполнения совместных проектов, например, строительства общего нефтеперерабатывающего завода. Однако поняв, что преобразовать некоммерческую «Ассонефть» в коммерческое предприятие не получится, он совершенно корректно покинул ассоциацию и все свои активы приобретал на рынке, говорит Елена Корзун.

В 2005 году Михаил Гуцериев наконец осуществил свою заветную мечту. Приобретя у ТНК-ВР и «Югнефтепродукта» соответственно Орский и Краснодарский НПЗ, он превратил «Русснефть» из добывающей в вертикально-интегрированную нефтяную компанию. А покупка нескольких сетей АЗС в Московском регионе вывела компанию в лидеры самого перспективного в стране столичного топливного рынка. Однако в своем стремлении купить все, до чего можно дотянуться, Гуцериев потерял осторожность. В сентябре 2005 года «Русснефть» приобрела у ЮКОСа 50% ООО «Западно-Малобалыкское ». Несмотря на общее убеждение, что нефтяные активы ЮКОСа уже поделены и посторонним покупателям делать там нечего, вроде бы обошлось без последствий. И тогда Михаил Гуцериев совершил последнюю ошибку: в феврале 2006 года подписал с ЮКОСом соглашение о покупке за $105 млн 49% словацкого нефтепроводного оператора Transpetrol. «Именно покупка активов ЮКОСа, которые предназначались совершенно другим людям, стала настоящей причиной атаки на «Русснефть», — уверен заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Хотя, добавляет политолог, сыграло свою роль и то, что кому-то приглянулась построенная Михаилом Гуцериевым с нуля компания.

Кому «Русснефть»?

Кому именно понравилась компания, пока неизвестно. Официальный покупатель «Русснефти», Олег Дерипаска, по убеждению участников рынка, — не более чем посредник. Скорее всего, в конечном итоге активы «Русснефти» достанутся одной из госкомпаний — вероятнее всего, «Роснефти».

Разумеется, в официальном обвинении не звучит, что Гуцериев «полез не в свое дело». В конце 2006 года три дочерние компании «Русснефти» обвинили в сверхнормативной добыче нефти. Обвинение, скорее говорящее о желании придраться, чем о реальных претензиях. По словам Елены Корзун из «Ассонефти», в том же можно обвинить практически любую компанию. Если на нефтяном поле с устойчивой добычей легко предсказать, сколько нефти даст та или иная скважина, то прогнозировать результативность, когда месторождение находится в стадии разведки или восстановления добычи невозможно. Прохождение материалов через Минприроды занимает порой год-полтора, в течение которых против компании в любой момент может быть возбуждено дело.

Дальше — больше. В начале 2007 года в центральном офисе «Русснефти» прошли обыски, а Михаил Гуцериев был вызван на допрос. В июле он объявил, что уходит из бизнеса и продает компанию Олегу Дерипаске. С тех пор главу «Русснефти» в России не видели, а структуры Дерипаски до сих пор ждут разрешения ФАС на приобретение компании.

«С геополитической точки зрения дело «Русснефти» было весьма показательным, — говорит Алексей Макаркин. — Раньше эту компанию приводили в пример того, что в российской нефтяной отрасли можно работать, не будучи близким к власти, главное — не пытаться стать лидером. Теперь очевидно, что государство намерено диктовать условия игры и на более низком уровне. Причем о том, что игрок нарушил правила, он узнает в момент наступления последствий».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.