Партия сказала «надо»! За восемь лет доминирования «партии власти» в Государственной думе создан огромный комплекс законодательства, который, по сути дела, отменяет Конституцию и перераспределяет богатства страны в пользу бюрократии
Владимир Рыжков, депутат Государственной думы 1993–2007 гг.
Работа «Единой России» в парламенте шла по трем основным направлениям. Первое — это отмена конституционных прав граждан. Второе — сокращение либо ликвидация социальных льгот граждан. Третье — изменение бюджетных приоритетов государства. Наступление на свободу
В первую очередь законотворчество «единороссов » затронуло сердцевину Основного закона — права и свободы человека и гражданина. Это дико, когда законодательство носит антиконституционный характер. Но именно это произошло стараниями ЕР. Был принят закон о референдуме, который делает проведение всенародного опроса фактически невозможным, то есть отстраняет граждан от непосредственного участия в управлении делами государства.
Новые избирательные законы привели к кардинальному сокращению избирательных прав. Сначала граждане утратили право выбирать губернаторов. Затем их лишили возможности напрямую выбирать депутатов от территорий, по одномандатным округам. Сегодня гражданин России де-факто не может стать кандидатом в президенты, хотя это гарантировано ему Конституцией по достижении 35 лет. Чтобы воспользоваться своим пассивным избирательным правом, надо либо быть кандидатом от думской партии (а их всего четыре), либо за один месяц собрать два миллиона подписей (которые ЦИК еще должен признать подлинными!) Оппозиционно настроенному политику через это «сито» пройти нереально — достаточно вспомнить последние парламентские и президентские «выборы».
Именно «единороссы» приняли закон о партиях, которого не было в 90-е годы. Логика этого закона (как и любого, развивающего положения Конституции) должна состоять в том, чтобы помогать гражданам осуществлять свое конституционное право на объединение. Закон же, принятый Госдумой, носит запретительный характер. В политической партии должно состоять не менее 50 000 членов, она должна иметь отделения в двух третях регионов. По сути дела, создана целая система, затрудняющая создание партий и способствующая «расчистке » политического пространства для одной монопольной политической силы. Не случайно в России за последние годы было закрыто 30 партий, среди которых и давно сложившиеся, известные политические партии. И ни одна новая не появилась. В Конституции сказано: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется ». А новый закон об НКО резко ограничил право граждан на объединение. На основании этого закона одни организации ликвидированы, другие вынуждены отвлекаться от своей основной деятельности на судебные тяжбы с государством и бюрократическую волокиту. Закон стал дамокловым мечом, особенно для правозащитных организаций и общественных объединений, пытающихся контролировать бюрократию.
Конституция гарантирует свободу слова. Но именно за последние годы в России не осталось свободы на телевидении, где фактически установлена цензура советских времен, и делаются попытки ввести контроль над распространением информации (и даже мнений!) в интернете. Закон о митингах и демонстрациях дал бюрократам в руки инструмент для защиты власти от «уличной» демократии. Если митинг или демонстрация носят оппозиционный характер, в 9 случаях из 10 организаторам отказывают в его проведении либо применяют к демонстрантам меры устрашения. Когда законодательство вступает в противоречие с Конституцией, должен действовать специальный механизм — Конституционный суд. Но Конституционный суд де-факто подмят Кремлем, за последние восемь лет он ни разу не пошел против Путина и «Единой России».
Социальный секатор
Второе направление деятельности «Единой России» было связано с жизненными интересами граждан и касалось отмены многих социальных льгот и гарантий. Речь идет о монетизации льгот. Ради этого пересмотрено около 60 законов. Отменен ряд социальных гарантий для военнослужащих, для милиционеров, для жертв политических репрессий. Привилегии чиновников при этом не тронуты.
В 90-е годы пенсионеры и другие категории имели возможность бесплатно получать лекарства. Теперь льготное лекарственное обеспечение превращено в безумно сложную бюрократическую процедуру, когда больные и пожилые люди должны выстаивать очереди в поликлиники, к терапевтам.
Не произошло реальной жилищной реформы. Платежи по ЖКХ приближаются к среднеевропейскому уровню, при том что уровень обслуживания к лучшему не изменился, а доходы многих граждан остаются крайне низкими.
Появились новые обременения для граждан. Самый скандальный пример — это автострахование. Фактически это новый налог. Низкое качество обслуживания, много обманов со стороны страховых компаний, массовое недовольство автовладельцев. Сейчас готовится резкое увеличение налогообложения жилья, налога на недвижимость. Обсуждается введение обязательного страхования жилья. Страховые компании лоббируют все новые и новые способы изъятия денег у граждан.
В целом доступность образования, здравоохранения, жилья сильно снизилась даже по сравнению с девяностыми годами. Все переведено в коммерческий формат и стало гораздо более обременительным для населения.
Деньги к деньгам
«Единая Россия» существенно изменила структуру расходов государственного бюджета. Даже в 90-е годы по инерции на первом месте в расходах стояло поддержание жилищного фонда, ЖКХ, здравоохранение, образование, наука. Сейчас первые три статьи расходов выглядят иначе. Самые гигантские расходы — на силовые структуры (Минобороны, МВД, ФСБ, прокуратура, налоговая служба, таможня и т.д.). На них в совокупности расходы выросли в 8–10 раз.
Произошел гигантский рост госинвестиций. Это вроде бы хорошо: строительство мостов, дорог, инфраструктуры. Но от 30% до 60% этих средств, по оценкам экспертов, расхищается. Это главная кормушка для коррумпированной бюрократии. Именно там, а вовсе не на взятках, воруются основные деньги. Выросли расходы на содержание госбюрократии. Госбюрократия за эти годы отстроила себе новые здания, все высокопоставленные чиновники ездят на дорогостоящих иномарках. А доля расходов на образование, здравоохранение, социальную политику в консолидированном ВВП либо не выросла вовсе, либо даже снизилась. То есть произошло перераспределение доходов с нужд населения страны на нужды коррумпированной бюрократии.
Своя рука владыка
Самое опасное, что сделали послушные Кремлю законодатели«единороссы», — это ликвидация контроля над властью со стороны общества. Сегодня все инструменты контроля разрушены: нет свободной прессы, нет оппозиции в парламенте, власть стала абсолютно непрозрачной. Это привело к взрывному, десятикратному росту коррупции и колоссальному снижению эффективности управления. Восемь лет назад по рейтингу Давосского форума Россия была на 60-м месте по качеству госуправления. Сегодня — 116-е место из 131 страны. Это реальная оценка путинской «стабильности» и «эффективности» вертикали власти.