«Это была ликвидационная комиссия»
Целый ряд людей, которые сейчас не имеют отношения ни к чему, действительно занимались формированием партии «Единство». Это была временная, объединенная самыми разными причинами коалиция, сформировавшаяся как оппозиция Примакову. Потому что весь бизнес и вся политическая элита легли тогда под «Отечество», они уже видели себя победителями. Я в свое время, например, перешел с канала ТВ-Центр на Первый канал к небезызвестному Борису Абрамовичу Березовскому. Именно потому, что был уверен (и кстати, не ошибся), что он единственный, кто будет до конца противостоять Примакову. Я не считаю, что я ошибся в своем политическом выборе. Мне вся эта команда напоминала ликвидационную комиссию... Креативные идеи там принадлежали целому ряду разных совершенно лиц, в том числе и Березовскому, и Алексею Головкову.
А костяк этой партии составили наименее дискредитировавшие себя люди ельцинской команды — например, Шойгу, у которого в отличие от всех был приличный рейтинг, и те губернаторы, которых по самым разным причинам не взяли в «Отечество»: был губернатор Чукотки, был Евгений Наздратенко, губернатор Приморского края, был Титов из Самары — все они уже канули. Коалиция была исключительно по интересам, а не по идеям.
И она создавалась как некая политическая альтернатива «Отечеству», которая позиционировала себя не только как антиельцинская — в чем греха никакого нет, но они просто начали «мочить» страну. То есть делали примерно то же самое, что делал Ельцин во времена Советского Союза: они «мочили» страну с целью замочить власть. Не достанься же никому!
Вы действительно писали первую программу в больничной палате Березовского?
Это правда. Да, я писал бумажку с Березовским. Я писал то, что думал и что думаю сейчас. Я писал, как я видел нормальную политическую альтернативу. Внятной политики у этих квазипобедителей не было, была какая-то жвачка. Что писал? Не помню. То, что я писал, пригодилось. Но сейчас это другая партия. То «Единство», которое тогда создавалось, не имеет никакого отношения к этой партии («Единая Россия»). Кстати говоря, то вообще была не партия. И «Единая Россия» не имеет отношения к чему бы то ни было, потому что не может похвастаться четким политическим лицом. А у той вообще лица не было!
У вас были соавторы?
Я не знаю, кто еще, кроме меня, писал. На моих глазах не проходило никаких коллективных обсуждений и мозговых штурмов. Я написал тогда бумажку в полторы страницы или в две. Мало ли я таких бумажек написал!
Кто сегодня может возглавить «Единую Россию»?
Я думаю, что партию имеет смысл возглавлять Путину, потому что Путин реально является отцом, он выстрадал и вывел тот курс, который сейчас есть. А Дмитрий Анатольевич — скорее такой новый менеджер по реализации этого курса.