#Спорт

#Суд и тюрьма

«ОлимпСТОЙ»

21.04.2008 | Микулик Сергей | № 16 от 21 апреля 2008 года

Из всех олимпийских объектов построен только пивной ларек

К 2014 году здесь будет город-сад

22 апреля в Сочи нагрянет комиссия МОК — сверять заявленные темпы строительства олимпийских объектов с реальными. Встречать ее будет чуть ли не весь город: поотменяют занятия в школах и техникумах и обяжут учеников с учителями взять по чемодану и изображать толпу счастливых пассажиров в светлом и просторном аэропорту. Комиссию будет приветствовать также свеженазначенный глава корпорации «Олимпстрой»

Прошлой весной, когда высокая комиссия посещала Сочи еще только как город-кандидат, недостроенный аэропорт таким незатейливым образом был выдан проверяющим за действующий — и ведь сработало! Поэтому зачем корячиться и раньше времени доводить терминал до ума, если можно еще раз отделаться проверенным маскарадом. А понастоящему функционирующий старенький, тесный аэропортик, до боли знакомый каждому, кто посещал эти места в последние лет пятьдесят, выдать за ангар для музейных самолетов.

Вертолет для Буша

«Пришлось тогда повздорить с директором, — вспоминает бывший преподаватель музыкальной школы Руслан. — У меня как раз на тот день выходной выпадал, и я объяснил начальству, что по закону оно обязано оплатить мой выход на ту работу, которую оно мне придумало, в двойном размере. Мне ответили: ладно, раз такой грамотный, пиши объяснительную, что заболел, один человек все равно толпы не сделает. Я и написал. А вот кто тогда, к сожалению, действительно заболел, так это дети из нашей школы, которых заставили на холоде петь перед оперным театром. Я понял, что теперь такие показушные мероприятия пойдут часто, всякий раз не отвертишься, и вскоре уволился».

А был ведь слух, что участникам той массовки по 500 рублей на нос заплатили?

Да кто ж это в наших краях будет что-то платить бюджетникам?! Я с моей зарплатой 2700 рэ за пять сотен в день раскладушку бы в аэропорту поставил. А слухами нас здесь после объявления олимпийской столицы только и кормят. Пообещали, например, что зарплата у нас, как будущих участников культурной программы 2014 года, вырастет вдвое. Но добавили при этом почему-то по двести рублей — сказали, что мы как-то не так их поняли. Вот и за тот прилетный спектакль кто-то наверняка себе в карман хорошие денежки положил...

Но государство в окрестностях Большого Сочи, надо отдать ему должное, не выполняет не только приятных обещаний. Прошлой осенью оно вовсю пугало десятки тысяч жителей скорым отселением с насиженных мест, рассылая предписания об отчуждении частных земель под государственные нужды и грозя компенсацией от 10 тысяч долларов до 300 тысяч рублей за сотку земли, хотя рыночная стоимость сотки у моря в районе, например, Адлера уже тогда неумолимо приближалась к отметке в 200 тысяч «баксов». Уже с ноября город планировалось закрыть для «дикарей» и начать масштабный снос домов, особенно тех, что мешали расширению дороги из аэропорта. И вдруг все затихло. «Не нравится мне, однако, эта тишина, какая-то она недобрая, — вздыхает таксист Маис, житель села Молдовка. — Вроде и дорогу из Сочи в аэропорт решено пока строить объездную, не по побережью, но она всех проблем все равно не решит. И главное, никто нам ничего не объясняет. В октябре вон говорили, что сносить под корень будут уже чуть не завтра, и отселять всех куда-то в сторону Кубани. А потом все эти рассыльщики и оценщики разом куда-то исчезли».

Может, просто решили избежать волнений перед выборами?

Да уж, если бы тут что началось, и «Единая Россия», и Медведев у нас очень немного голосов бы собрали. Мы бы тогда все за коммунистов и Зюганова пошли.

И они бы вам что, земли вернули?

Вернули не вернули, но селились-то тут в основном все при той еще власти. И получается-то, она дала, а эта теперь отобрать норовит. Хотя... У нас тут все больше поговаривают, что, может, и не будет никакой Олимпиады? Аэропорт новый не работает, с дорогой только-только шевеления пошли: может, просто какието деньги освоят, поймут, что не успевают, остальные распилят, а Олимпиаду продадут?

У вас в Молдовке, небось, даже знают кому?

Бушу, например, не зря же он сюда только что прилетал. Ползимы мосты на старой дороге ремонтировали, но Буша в Адлере все равно посадили на вертолет на Сочи — стыдно по такой стиральной доске его везти. И зачем только на полдня, как обычно, дороги все перекрывали...

243 против 228

Жители несчастного поселка готовы сочинить любую сказку и жить ею, лишь бы она была со счастливым для них концом. А с дорожным движением в Сочи и вправду беда — и это еще совсем не сезон, то бишь с минимумом приезжих автомобилистов и безо всякой пока Олимпиады. Это все потому, что за последний год заметно прибавилось автомобилей. «Сейчас кредит небольшой взять — дело плевое, а если переселение все же будет, то мало ли кто куда уедет и чьи концы затеряться могут. Главное — брать пока дают, а отдать-то всегда успеешь».

Зато с земельным оформлением волокиты куда больше. «Когда мне мать отдавала участок по праву наследования, все оформление дней десять заняло, от силы две недели, — рассказывает бизнесмен Сергей. — Теперь же, когда решил его сыну передать, мне сказали, что только рассмотрение в первичной инстанции займет месяц и почему-то 22 дня. Быстрее, говорят, не успеваем. Хотел по привычке за денежки ускорить процесс, но с некоторых пор даже взятка знакомому оформителю ничего тебе не гарантирует: нет, он, конечно, возьмет — пусть полежат, но потом запросто может их вернуть, и дело только еще затянется. Государству ведь выгодно при подсчете компенсации иметь дело с как можно меньшим количеством людей. Хотя если даже все обсчитают и все средства выделят, я слабо себе представляю, как наши чиновники будут раздавать людям деньги. Они их всю жизнь брали — и вдруг обратный процесс. Это чья же нервная система такое выдержит?!»

В словах бизнесмена — еще один, помимо не вовремя подвернувшихся выборов, ключ к разгадке сочинского непереселения душ. Местные начальники год назад убедили московских, что здесь у них полным-полно никак не оформленных самостроев, и их легко можно будет посносить безо всяких выплат и угрызений совести. Но когда люди повытаскивали из комодов бумаги, которые у них прежде никто не требовал, стало выясняться, что объявленными Путиным на той гватемальской сессии МОК, где Сочи и победил, двенадцатью миллиардами долларов на строительство «горно-климатического курорта мирового уровня» никак не обойтись. И вот уже нынешний премьер дает команду до конца этого года детально выяснить размеры компенсаций, которые в предварительном подсчете зашкаливают уже за 80 миллиардов рублей, а премьер будущий наказывает строить олимпийские объекты по реальной, а не завышенной цене. Их, кстати, нужно будет возвести общим числом 243. Любопытно, что прошлой осенью в сочинской мэрии я видел документ, где значились 228 незаконных крупных построек, подлежащих сносу. В спортивном варианте — почти ничья.

Мэр у трапа

Виктор Колодяжный готовится к восхождению на Олимп

И внешне совершенно не ощущается, чтобы кто-то торопился нарушить это шаткое равновесие. В госкорпорации «Олимпстрой», отвечающей за подготовку к Играм, до середины прошлой недели сохраняли поистине олимпийское спокойствие и не спешили объявлять даже тендеры на строительство. При этом в корпорации отнюдь не считали, что могут чего-то не успеть. Успокаивая непосвященных, кивали на авторитетный Лондон, который тоже стал столицей Олимпиады2012, правда, летней, за семь лет до ее проведения и четыре первых года с легкой душой отвел на проектирование. И никто ведь не говорит, что англичане сегодня отстают от запланированных темпов.

Но тем, кто был знаком с ситуацией поближе, было ясно, что промедление должно закончиться каким-то скандалом, причем довольно скоро. Так почти и вышло — даже наивные граждане Молдовки не поверили в добровольность отставки Семена Вайнштока с поста руководителя «Олимпстроя» спустя полгода после назначения. Да и собственное его объяснение, что с задачей «запустить работу» он справился, сделав «все, что требовалось» и теперь с чистой совестью может уходить, выглядит даже не хорошей миной при плохой игре, поскольку игра-то за эти шесть с лишним месяцев так и не началась! Едва ли Путину, лично повелевшему Вайнштоку в сентябре сменить «Транснефть» на «Олимпстрой», требовалось узнать от нового руководителя, что дюжине курортностроительных миллиардов (долларов, если вы еще не запутались) неплохо бы вырасти хотя бы вдвое, причем уже сейчас — на стадии так и не начатых нулевых циклов. Если какую-ту функцию Вайншток и успел выполнить, то никак не строителя, а оценщика, к тому же еще и очень поверхностного.

Но еще меньше, чем президенту Путину, такая деятельность Вайнштока и его команды понравилась губернатору Ткачеву — тут действительно систему нервную нужно иметь железную, чтобы сидеть и смотреть, как такие деньги, упавшие в регион, пройдут, по существу, мимо региональной администрации! Тут, господа, свой «смотрящий» надобен...

Короче, огорчивший Путина Вайншток с Ткачевым явно не сработался. И «Олимпстрой» перед приездом комиссии получил начальника, чья кандидатура на этом этапе идеально устраивает всех. Это переставший с 17 апреля быть мэром Сочи Виктор Колодяжный. Он пока еще заоблачными суммами грядущих расходов испугать никого не успел — всего-то просил двадцать с небольшим миллиардов, да и это рублей, на благоустройство родного города. Вот только строитель из экс-мэра тот еще: за четыре года его правления Сочи застраивался самым бессистемным образом — потому-то, собственно, сегодня и надо столько всего уродливого посносить. «Знаешь, как мы называем в своем кругу Колодяжного? — просвещал меня один из южнокурортных глав администрации. — Мэром у трапа. Встретилприветил-проводил. Он мужик-то, в сущности, толковый, только городом ему заниматься все эти годы некогда было...»

В общем, за время, прошедшее со дня возникновения «Олимпстроя», в Адлере возник, конечно, новый пивной ларек с олимпийской символикой в конце улицы Демократической, но больше почти ничего не сломали и не построили. Ну не считать же серьезным достижением открытую в январе в Красной Поляне первую очередь горнолыжной трассы «Газпрома». Вот если бы Путин не катался на лыжах, а играл, скажем, в хоккей, строй» перед приездом комиссии получил начальника, чья кандидатура на этом этапе идеально устраивает всех. Это переставший с 17 апреля быть мэром Сочи Виктор Колодяжный. Он пока еще заоблачными суммами грядущих расходов испугать никого не успел — всего-то просил двадцать с небольшим миллиардов, да и это рублей, на благоустройство родного города. Вот только строитель из экс-мэра тот еще: за четыре года его правления Сочи застраивался самым бессистемным образом — потому-то, собственно, сегодня и надо столько всего уродливого посносить. «Знаешь, как мы называем в своем кругу Колодяжного? — просвещал меня один из южнокурортных глав администрации. — Мэром у трапа. Встретилприветил-проводил. Он мужик-то, в сущности, толковый, только городом ему заниматься все эти годы некогда было...» В общем, за время, прошедшее со дня возникновения «Олимпстроя», в Адлере возник, конечно, новый пивной ларек с олимпийской символикой в конце улицы Демократической, но больше почти ничего не сломали и не построили. Ну не считать же серьезным достижением открытую в январе в Красной Поляне первую очередь горнолыжной трассы «Газпрома». Вот если бы Путин не катался на лыжах, а играл, скажем, в хоккей, как Лукашенко, то тогда первым делом бросились бы возводить ледовый дворец, и это выглядело бы гораздо пафоснее. Но ничего: к приезду комиссии МОК в Поляну наверняка нагонят строительной техники больше, нежели людей в аэропорт, и у наблюдателей будет полное впечатление, что там одновременно строится и санно-бобслейная трасса, и биатлонный с лыжным стадионы, и оба трамплина, и еще много чего. Уж кто-кто, а Колодяжный — олимпийский чемпион по приему VIP-персон...

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой») создана в соответствии с законом, подписанным президентом РФ 31 октября 2007 года, для строительства и эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года. «Олимпстрой» отвечает за работы по проектированию, строительству, реконструкции спортивных объектов, объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, туристических объектов, необходимых для проведения Олимпиады. На корпорацию также возложена организация эксплуатации олимпийских объектов. До 2014 года «Олимпстрой» должен получить около 192 млрд рублей из федерального бюджета и порядка 7 млрд рублей из бюджетов Краснодарского края и Сочи. В 2008 году корпорации предстоит освоить почти 50 млрд рублей.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.