#Column

Политика без политики

08.09.2011 | Гальперин Иосиф | № 28 (213) от 05 сентября 2011 года


В Абхазии президентом стал бывший и.о. президента Александр Анкваб, занявший пост после скоропостижной кончины Сергея Багапша: легко победил в первом туре, хотя и был среди троих кандидатов единственным, чей портрет не украшал улицы. После выборов прошло десять дней, но вопросы все же остались — и к самому победителю, и к абхазскому обществу, и к главному «внешнему» опекуну Абхазии — России.

На первый вопрос, чем было вызвано отсутствие портретов и на чью в таком случае поддержку он рассчитывал, Анкваб ответил первым же своим визитом: наутро после победы поехал в родовое село своего предшественника Сергея Багапша, посетил его могилу, поговорил с вдовой. Марина Шония-Багапш поблагодарила победителя за скромную предвыборную кампанию — не стал радостно шуметь, получив возможность занять место покойного соратника. Понятно: Анкваб всячески подчеркивает, что уважает традиции и представления о приличиях, и ставку в своей кампании сделал на то, что избиратели уже устали от перетрясок и хотели сохранить статус-кво. Но хватит ли этого ресурса новому президенту — пока не ясно.

Анкваб предпочитает обходить вопросы политической тактики, публично проявляя интерес к тому, что ближе к «земле», — к хозяйственным вопросам, или к тому, что ближе к «вечному», — к народной нравственности и цельности общества**Интервью с Александром Анквабом см. в № 20 The New Times от 13 июня 2011 г. . Абхазцам надоела коррупция, они требуют кадровых перемен. Вроде бы и на этот запрос общества Анкваб уже гласно ответил: политические взгляды тех, кого он возьмет в свою команду, его не интересуют. Мол, были бы хорошие профессионалы.

Многие абхазцы ждали прихода Анкваба именно потому, что им казалась исчерпанной тактика межклановых компромиссов, которой придерживался Багапш, старавшийся, оттягивая до последнего, принимать только те решения, которые не вызовут раскола в маленькой республике. По правде сказать, стабильность и «единство рядов» принесли Абхазии вполне реальные дивиденды: бюджет чуть подрос, да и Россия подсобила — в республику пошли инвестиции с Севера. Но даром ничего не достается: теперь Сухуми приходится активнее противодействовать попыткам соседских «лихих парней» скупить республику на корню. А в преддверии Сочи-2014 у тех обозначилось еще и желание оттяпать у республики кусок территории — 160 кв. км у реки Псоу — как бы в обмен на предложение поучаствовать в строительстве олимпийских объектов. Анкваб поставил условие: он готов согласиться на продажу недвижимости россиянам, но только не на землю под ней. Согласится ли Кремль и направляемый им бизнес это условие принять — вопрос, явно волнующий не только избранного президента. Пока Анкваб избрал оптимальный метод взаимодействия с могучим соседом и покровителем: сотрудничество с главными фигурами (например, с «Роснефтью»), чтобы с их помощью отбиваться от мелких бандитов. Но поможет ли?


Даром ничего не достается: теперь Сухуми приходится активнее противодействовать попыткам соседских «лихих парней» скупить республику на корню


Анкваб уверен: рычаг для движения Абхазии вперед — подъем села. Доколе она будет кормить приезжающих туристов турецкими продуктами? Только где взять работников, да еще с умениями, если безработица и нищета заставили республику поредеть наполовину. Новый президент уже заявил цель: вернуть тех, кто уехал из страны. Но как? Создать привлекательную систему образования, говорит Анкваб. Но на какой базе?

Ну а для России главный урок абхазских выборов — сами выборы. Без фальши и истерики, пускания «бабок» по ветру, напускных конфликтов. С прозрачными ящиками для бюллетеней и штампиком в паспорте у проголосовавших.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.