Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Остров кино

11.09.2011 | Галицкая Ольга | № 28 (213) от 05 сентября 2011 года

«Фауст» и др. на Венецианском кинофестивале

Остров кино. 20 минут путешествия на моторной лодке от туристической площади Сан-Марко в центре Венеции до фестивального дворца на острове Лидо — и вы в центре мировой кинематографии. Венеция принимает 68-й Международный кинофестиваль. В основной конкурсной программе пока 22 фильма, еще один по традиции может быть объявлен позже как фильм-сюрприз. 10 сентября венецианская Мостра объявит победителей

58-1.jpg
На красной ковровой дорожке — Эван Рейчел Вуд, сыгравшая в «Мартовских идах» Джорджа Клуни, фильме открытия фестиваля
Итальянское слово «мостра» означает «выставка», так в Венеции привыкли называть знаменитый кинофестиваль, которым вот уже восемь лет руководит энциклопедист и полиглот, свободно владеющий десятью языками, знаток кино Марко Мюллер. Выставка достижений мирового кинематографа под его руководством получается представительной и разнообразной. За время нынешней фестивальной декады состоится 5208 просмотров кинокартин из разных стран, в том числе 65 мировых премьер.

В Венеции не обходят вниманием наше кино, как случается на других знаменитых фестивалях. «Золотых львов» из Венеции в свое время привозили три российских режиссера: Андрей Тарковский в 1962 году за «Иваново детство», Никита Михалков за «Ургу» в 1991-м, Андрей Звягинцев за «Возвращение» в 2003-м. Ему же тогда достался и «Золотой лев» за лучший дебют.

Открытие Косаковского

68-й фестиваль открыли сразу два фильма: «Мартовские иды» — политический триллер Джорджа Клуни, сделанный не в Голливуде, а усилиями нескольких кинокомпаний, и 108-минутный документальный фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!».

За всю историю фестиваля подобная честь впервые выпала российскому режиссеру, одно это безусловная удача для нашего кино, притом что ни Минкульт, ни другие госструктуры к созданию фильма не причастны. В титрах значатся несколько стран: Германия, Нидерланды, Аргентина, Чили. Россию в производстве этого масштабного авторского произведения Виктора Косаковского представляет продюсер Александр Роднянский. Идею автору подсказала Алиса из Зазеркалья, ее слова взяты эпиграфом к фильму: «А что если провалиться сквозь землю — как забавно выйти наружу среди людей, которые ходят вверх тормашками». Съемки велись в Испании, Новой Зеландии, Аргентине, Китае, Ботсване, на Гавайях, в Чили и в России. Материальную помощь шедевру (именно так оценила фильм кинопресса всего мира после премьеры) оказал и Александр Сокуров, к которому режиссер обратился в трудный момент, когда предстояло путешествие в Новую Зеландию, а денег тогда не было. «Он даже не спросил, на что, — рассказывает Виктор. — Просто узнал — сколько и сразу дал нужную сумму».

Русский список

58-2.jpg
Йоханнес Цайлер — Фауст в фильме Александра Сокурова
Александр Сокуров впервые отдал свой фильм в Венецию, хотя критически относится к любым киносмотрам. Общением с Канном и Берлином мэтр остался недоволен. Конкурсного «Фауста» в Венеции ждут с нетерпением, он уже вошел в топ-десятку самых заметных фильмов фестиваля, составленную агентством Reuters. 138-минутный фильм снимали в Исландии и Чехии, главную роль сыграл немецкий артист Йоханнес Цайлер, все персонажи фильма говорят по-немецки. Вся история о том, как Фауст продал душу Мефистофелю, воссоздана как реальное событие, насыщена плотным бытом и множеством убедительных деталей. Режиссер Олег Ковалов, которому повезло увидеть сокуровского «Фауста» на стадии монтажа, пишет: «Никто, конечно, не ждал, что Сокуров приведет на экран Мефистофеля в ниспадающем плаще, с острой бородкой и демонически сдвинутыми бровями, но степень отступления не только от оперного штампа, но и от образа, созданного Гёте, поражает. Пластичного Антона Адасинского в этой роли можно опознать только по финальным титрам». Венецианское жюри посмотрит «Фауста» 8 сентября.

В экранизации романа Джона Ле Карре «Лудильщик, портной, солдат, шпион» Томас Альфредсон собрал самое большое число звезд. Компанию голливудским знаменитостям Гэри Олдмену и Колину Ферту составили наши артисты Светлана Ходченкова и Константин Хабенский. После премьеры в венецианском конкурсе фильм появится и в российском прокате под названием «Шпион, выйди вон!»

В самый последний момент в конкурс короткометражек попал Алексей Герман-мл. с фильмом «Из Токио». Это редкий для российского кино мгновенный отклик на мировые события. Герои фильма, которых сыграли Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Олег Долин, Ксения Кутепова, — бывшие спасатели. Узнав о землетрясении в Японии, они отправляются на помощь.

Ангелина Никонова, ростовчанка, окончившая киношколу в Нью-Йорке и сделавшая свой первый фильм в России, привезла в Венецию «Портрет в сумерках» по сценарию Ольги Дыховичной и с ней же в главной роли. Фильм покажут в программе «Дни авторов», у нас премьера состоялась на «Кинотавре», и это был самый обсуждаемый фильм. Эротика и насилие в духе незабвенной Лилианы Кавани погружены в неповторимый быт Ростова-на-Дону (родного города режиссера), великолепно сняты на цифровой фотоаппарат (приз за лучшую операторскую работу на «Кинотавре») — получилось хорошее европейское кино.

В программе «Горизонты» с экспериментальной работой «Бирмингемский орнамент» в стиле видеоарта участвуют режиссер Андрей Сильвестров и Юрий Лейдерман.

Великие и знаменитые

Тему опасной притягательности насилия в сексе и влияния любовной страсти на интеллектуальную жизнь выдающихся ученых исследовал отважный Дэвид Кроненберг в конкурсном фильме «Опасный метод». Любовный треугольник Зигмунд Фрейд — Карл Юнг — Сабина Шпильрейн, разыгранный Вигго Мортенсеном, Майклом Фассбендером и Кирой Найтли, заранее будоражит зрителей: Кроненберг почище самого Фрейда умеет погружаться в бездны человеческой психики. К сожалению, не сможет приехать в Венецию Роман Поланский, он по-прежнему находится под домашним арестом. Его новый фильм «Резня», экранизацию знаменитой пьесы Ясмины Реза, представят актеры Кейт Уинслетт, Джоди Фостер, Кристоф Вальц и Джон Си Рейли. Зато на российскую премьеру, которая обещана в конце года, Поланский, скорее всего, прибудет лично — между США и Россией нет соглашения об экстрадиции. Еще одну нашумевшую пьесу — «Киллер Джо» — перенес на экран ветеран мирового кинематографа Уильям Фридкин, главную роль сыграл Мэтью МакКонахи. Абель Феррара покажет «Последний день на Земле», Андреа Арнольд — новую экранизацию «Грозового перевала», Филипп Гаррель — «То лето страсти» с Моникой Белуччи. Откровений киноманы ждут из Гонконга, с Тайваня, из Греции — от режиссеров Джонни То, Вэй Те-Шена, Йоргаса Лантимоса.

Вне конкурса в рейтинге зрительских ожиданий лидирует Мадонна. Ее вторая режиссерская работа посвящена любовным отношениям и браку английского короля Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон, ради которой он отрекся от престола. Старинную историю нам расскажут от лица молодой современной женщины (Эбби Корниш). Фильм называется «МЫ. Верим в любовь».






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.