Во Франции объявлена программа предстоящего 61-го Каннского кинофестиваля. В ней нашлось место для самых ожидаемых премьер грядущего сезона — и голливудских, и азиатских, и европейских. Не представлена в конкурсе лишь Россия

В этом году — сразу два юбилея российского кино. Первый — столетие отечественной кинематографии: дата очень важная для нас, но не вызывающая интереса мировой общественности. Второй — существенный и для Канн. Пятьдесят лет прошло с того дня, когда на главном фестивале мира «Золотой пальмовой ветви» была удостоена драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Обе даты в Каннах отмечать будут исключительно наши соотечественники. На набережной Круазетт обещают открыть праздничный «Павильон российского кино». Возрадуемся, но все-таки учтем, что Канны — крупнейший в Европе кинорынок. А значит, ежегодно там работают десятки крупных павильонов и сотни павильонов поменьше. Кто заметит и оценит в фестивальной горячке наш новый павильон — бог весть.

В конкурсе двадцать картин, в их числе ни одной российской. Вообще-то это не беда, и сами Канны вряд ли заметят столь значимый для нас казус. Например, нет в конкурсе и Великобритании, и Японии, где в последние годы кино развивается более бурно и успешно, чем в России. Зато в главной из второстепенных программ, «Особом взгляде», покажут «Тюльпан» Сергея Дворцевого, сделанный на студии СТВ. Игровой дебют режиссерадокументалиста отмечен в программе как «первый фильм», а значит, кроме самой премии «Особый взгляд» он будет претендовать на «Золотую камеру». Это еще один сигнал для нас: Канны ищут новых, молодых авторов, которым в России по-прежнему боятся давать «зеленый свет». Вот и в прошлом году, когда в конкурсе впервые за много лет было аж два российских фильма, жюри отметило не сокуровскую «Александру», заслужившую превосходные рецензии, а «Изгнание» Андрея Звягинцева, принятое куда более прохладно. Молодым везде у них дорога.

Новая поросль

Пристальный взгляд на список конкурсантов вгоняет в ступор. Одно из двух: или Канны находятся в состоянии глубочайшего кризиса и знаменитые режиссеры отказываются давать им свои фильмы (что вряд ли), или мэтров попросили подвинуться, освободив место для молодежи. Мировых знаменитостей в конкурсе — всего-то несколько человек. И каких! Только два вечнозеленых старика — Вим Вендерс со «Съемками в Палермо» и Клинт Иствуд с «Обменом». Таким не отказывают (тем более что у Иствуда в главной роли — Анджелина Джоли, а звезды фестивалю еще нужнее, чем режиссерыгении). Канадец Атом Эгоян в «Поклонении» отошел от жанровых игр, которым посвящал себя последние десять лет, и снова сделал экспериментальное, почти молодежное кино по собственному сценарию на актуальнейшую тему, о «зависании» в интернете. Ну и без бельгийских гениев, братьев Дарденнов, не обойтись: как-никак дважды «пальмоносцы», ноу-хау Канн. Да и не назовешь их классиками — мир впервые услышал об этих экс-документалистах лишь в 1999-м, когда неожиданно для всех в Каннах состоялся триумф скромной драмы «Розетта». На этот раз Дарденны привезут фильм под интригующим названием «Молчание Лорны».

Остальное — сплошь и рядом новые тенденции. Например, возвращение в моду латиноамериканского кинематографа. В конкурсе один знаменитый бразилец — Уолтер Саллеш (который вообще-то сейчас чаще снимает фильмы на английском и в Штатах; последние его работы — «Дневники мотоциклиста» и ужастик «Темные воды») и сразу два режиссера из Аргентины, оба молодые: протеже Педро Альмодовара Лукреция Мартель («Женщина без головы») и Пабло Траперо («Леонера»).

Или вот еще новость: итальянское кино вновь становится актуальным. Доказать этот спорный тезис попробуют два лучших молодых итальянских режиссера — Маттео Гарроне с мафиозной «Гоморрой» и Паоло Соррентино с политической сатирой «Звезда». Молодой авангардист Корнел Мундружо, уже показывавший в Каннах два года назад смелый и забавный фильм «Джоанна», защитит в конкурсе-2008 честь Венгрии с картиной «Дельта». Попали в каннский расклад и такие экзотические государства, как Филиппины («Сербис» Бриллианте Мендозы) и Сингапур («Моя магия» Эрика Ху). Из более титулованных участников — Нури Бельге Джейлан из Турции («Три обезьяны») и Цзя Чжан-ке из Китая (Ciqing Shidai), оба — лауреаты и участники нескольких ведущих фестивалей последних лет.

Осененные «Пальмой»

В конкурсе сравнительно мало «пальмоносцев». Кроме упомянутых Дарденнов и Вендерса это Стивен Содерберг, чей дебют «Секс, ложь и видео» в 1989-м произвел в Европе эффект разорвавшейся бомбы. Его новая работа — четырехчасовой биопик «Че», в котором прославленного революционера и радикала сыграл Бенисио дель Торо. Для проката фильм впоследствии, скорее всего, «порубят» на две части. Независимое американское кино в конкурсе также представляет именитый дебютант — сценарист Чарли Кауфман, на счету которого такие эффектные работы, как «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума». Его режиссерский дебют называется «Синекдоха, Нью-Йорк».

Остальные именитые американцы по большей части вынесены за рамки основного конкурса. «Вики Кристина Барселона», в которой Вуди Аллен попробовал освоить испанский язык, будет представлена на специальной мировой премьере, куда кроме режиссера пожалуют исполнители главных ролей — Пенелопа Крус и Хавьер Бардем. Вне конкурса покажут и самый, без сомнения, долгожданный фильм Канн-2008: «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа». На красную дорожку ступят режиссер Стивен Спилберг, продюсер Джордж Лукас и артист Харрисон Форд. Событие обещает быть настолько ярким и громким, что после него мало кто вспомнит об основной интриге — кому же достанется в этом году «Золотая пальмовая ветвь».

За рамками конкурса и еще несколько «пальмоносцев». Это и Эмир Кустурица, который привезет документальный фильм «Марадона» (а если повезет, то и его главного героя), и Дэвид Линч, ставший соавтором официального фестивального постера 2008 года. А его родная дочь Дженнифер Линч покажет на внеконкурсном полуночном сеансе свою картину «Наблюдение», где главные роли исполнили два линчевских актера — Джулия Ормонд и Билл Пуллман. А тем, кому неинтересны столь изысканные кинонаслаждения, будет предложено кушанье попроще — анимационная «Кунг-фу панда».

На фестивале-2008 будут показаны картины, которые публика не увидела 40 лет назад по причине закрытия Каннского фестиваля-1968. Тогда режиссеры выразили солидарность со студентами (стр. 4–17). А ведь как, судя по фото, все хорошо начиналось...
Каннский фестиваль считается самым престижным. Проводится с 1946 года. Главный приз, присуждаемый за лучший фильм, — «Золотая пальмовая ветвь».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.